Основные обстоятельства и причины производственного травматизма. Меры профилактики
Поражения электрическим током



Какова общая характеристика распределения электротравм на железнодорожном транспорте?

На железных дорогах более 70% случаев электротравмирования приходится на хозяйства электроснабжения и локомотивное. Профилактике электротравматизма здесь необходимо уделять максимальное внимание, так как электроустановки и линии электропередачи являются основным объектом обслуживания и предметом труда.

Более 8% случаев электротравмирования приходится на места с повышенной опасностью и особо опасные (контактная сеть, воздушные линии электропередаче и др.).

Анализ распределения электротравм в зависимости от месяца, дня недели, декады и времени происшествия в течение суток показывает следующую тенденцию. Основной удельный вес электротравм приходится на период с июня по сентябрь, когда планируется наибольший объем работ по всем хозяйствам МПС. По дням недели электротравмы распределяются практически равномерно, исключение составляют суббота и воскресенье, когда объем работ значительно снижается и в основном производится устранение неисправностей в аварийных случаях. Самая неблагоприятная — вторая декада. На нее приходится от 44 до 52% всех случаев травматизма. По времени выполнения работ от их начала наибольшее число случаев возникает в моменты приближения обеденного перерыва (после 3—4 ч от начала работы). Большой процент электротравм происходит и в конце рабочего дня вследствие усталости, а также спешки в конце работы.

Наибольшее число несчастных случаев происходит при выполнении ремонтных работ — около 50%. Увеличивается количество несчастных случаев при выполнении монтажных работ Это свидетельствует о недостаточном использовании существующих защитных средств ремонтным персоналом.



Какие причины поражения электрическим током?

Основными причинами несчастных случаев в хозяйстве электрификации и электроснабжения являются неотключение электроустановок, неприменение переносных заземлений и защитных касок, нарушение работающими габаритов зон, опасных в отношении приближения к токоведущим или заземленным частям при работе со снятым напряжением или под напряжением, отсутствие надзора со стороны руководителей работ за выполнением операций в местах повышенной опасности. Из-за грубейших нарушений правил техники безопасности, когда работы проводятся без снятия напряжения на токоведущих частях и вблизи них, происходит более 88% всех несчастных случаев.

Причиной электротравм часто является несоответствие работ заданию, специальности и квалификационной группе работника. Их доля составляет более 9%. Число случаев электротравм, происходящих из-за подачи напряжения на рабочий участок без предупреждения, составляет от 22 до 32%. Электротравмы происходят и когда провисают или очень сближены провода — до 10—15% случаев, что говорит о некачественном техническом обслуживании данной линии.

Несчастные случаи в основном происходят по внешней цепи тока по пути «фаза — земля», поэтому необходимо применять защитное заземление корпусов электроустановок, выполнять требования инструкции по заземлению устройств электроснабжения на электрифицированных железных дорогах.

Наиболее частые случаи протекания тока через тело человека по пути «рука — рука» и «рука —ноги». Для предотвращения этого необходимо обязательно использовать рабочую специальную обувь.



Какие организационные меры требуется проводить для предупреждения электротравматизма?

Для предотвращения электротравматизма необходимо:

  • совершенствовать систему обучения безопасным приемам работы;
  • улучшать качество проведения инструктажа перед началом работы;
  • совершенствовать систему правового воспитания;
  • повышать квалификацию персонала с целью овладения безопасными приемами труда;
  • усилить контроль за внедрением основополагающих стандартов;
  • систематически проводить аттестацию и паспортизацию рабочих мест.

Совершенствовать систему обучения следует путем использования в учебном процессе разнообразных наглядных пособий и технических средств: фотовитрин, действующих макетов, контрольно-обучающих машин. кино, видеомагнитофонов. Приобретению навыков безопасной работы способствуют создание и использование учебно-тренировочных полигонов, оснащенных действующими моделями конструкций, имитирующих электрооборудование.

Для повышения ответственности персонала в части безусловного выполнения правил техники безопасности в соответствии с проведенным инструктажем целесообразно выдавать предупредительные талоны. При нарушении правил техники безопасности необходимо талоны изымать и назначать нарушителям переэкзаменовку по технике безопасности.

Улучшению правового воспитания способствует ежеквартальное проведение дня трудового права, когда даются консультации по вопросам трудового законодательства.

Повышению качества профессионального обучения, снижению числа ошибок при оформлении нарядов, сокращению времени их оформления также способствует широкое внедрение технологических карт на обслуживание и ремонт устройств электроснабжения и введение карт обучения и проверки знаний.



Какие технические средства повышают безопасность обслуживания устройств электроснабжения?

Для предотвращения случаев травматизма при работе в камерах типа КСО на приводы заземляющих ножей устанавливают блокировочный замок, в результате чего доступ в камеру с отключенными заземляющими ножами невозможен.

Для контроля изоляции и состояния оперативных цепей переменного и постоянного тока без отключения источника их питания создан специальный прибор.

Разработано и эксплуатируется устройство контроля исправности вводов 110 кВ, предназначенное для обнаружения частичных пробоев, увлажнений и полных перекрытий в основной изоляции вводов силовых трансформаторов.

Сигнализатор опасного напряжения типа СОПН-1 позволяет с земли дистанционно и направленно контролировать наличие напряжения (рабочего или наведенного) в электроустановках переменного тока и контактной сети

постоянного тока.

Разработано и применяется устройство для сигнализации об опасности приближения к высоковольтным установкам.

Эти и некоторые другие средства разработаны учеными и специалистами электротехнической лаборатории Московского института инженеров железнодорожного транспорта.

Кафедрой «Энергоснабжение электрических железных дорог» Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта в содружестве со специалистами научно-производственной лаборатории Северо-Кавказской дороги разработан и внедрен в опытную эксплуатацию бесконтактный индикатор напряжения БИН-БУ (универсальный). Он предназначен для дистанционного определения наличия напряжения на токоведущих частях электроустановок переменного и постоянного тока напряжением от 3,3 до 110 кВ. Объектами индикации могут быть контактная сеть, тяговые подстанции, а также линии электропередачи.

При подготовке рабочего места со снятием напряжения с контактной сети бывают случаи, когда она остается под напряжением из-за поворачивания вала мачтового разъединителя, шунтирования воздушного промежутка и ложной телесигнализации. Златоустовская дистанция электроснабжения Южно-Уральской дороги создала реле контроля напряжения РКН, которое устанавливается на подстанции или на перегоне на пунктах параллельного соединения контактной сети с выводом контактов РКН на стойку ТУ-ТС для телесигнализации энергодиспетчеру о наличии или отсутствии напряжения в контактной сети.

В устройствах контактной сети, на воздушных линиях и других электроустановках широко применяют полимерные изолирующие элементы. Срок службы и надежность их работы зависят от влияния ультрафиолетовых лучей, пыли, снега, окружающей температуры, относительной влажности, контакта с водой и механических нагрузок. По аналогии с фарфоровыми изоляторами возможно их перекрытие в случаях загрязненности, а при разгерметизации защитного чехла (покрытия) и попадании влаги на несущий стеклопластиковый стержень возможно протекание по нему токов малых величин. Это может привести к ухудшению электроизоляционных свойств и снижению механической прочности. Для контроля за тиком по веему изолирующему элементу, особенно на секционных и врезных изоляторах (без их демонтажа), разработано устройство контроля изоляционных свойств полимерных изолирующих элементов (УКИП).

Для заземления проводов как контактной сети, так и воздушных линий (сечением от 6 до 18 мм2) разработан зажим рационализаторами Петропавловского участка электроснабжения. Зажим позволяет завешивать заземляющую штангу также на полосовой фиксатор. Принцип крепления зажима штанги на провода - самозатягивание. Снятие зажима с провода производится резким движением штанги вверх. Конструкция зажима удобна в эксплуатации и обеспечивает надежный контакт с проводом.

Устройство для обеспечения электробезопасности при проведении путевых работ в процессе капитального ремонте одного из путей многопутного участка бесстыкового пути, электрифицированного по системе переменного тока. когда на действующих путях продолжается движение поездов, позволяет обеспечить безопасность работников, занятым на ремонте пути.





В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов








Полезная информация: