Основные обстоятельства и причины производственного травматизма. Меры профилактики
Повреждения работающих перемещаемыми грузами



Где и при каких обстоятельствах могут быть случаи травматизма при погрузочно-разгрузочных работах?

Несчастные случаи при погрузочно-разгрузочных работах происходят в хозяйствах контейнерных перевозок и коммерческой работы, путевом, пассажирском, локомотивном, вагонном, а также в дорожно-строительных организациях и на заводах по ремонту подвижного состава и производству запасных частей. Случаи с тяжелым исходом при погрузке и выгрузке наиболее часто происходят со стропальщиками, грузчиками и монтерами пути.

Несчастные случаи при переработке грузов и материалов происходят в крытых складах, на сортировочных площадках тарно-штучных грузов, внутри крытых вагонов на станционных путях, из которых более половины при погрузке и выгрузке шпал и рельсов, а также на строительных площадках.

По видам грузов, при переработке которых произошли несчастные случаи, травмы распределяются следующим образом: тарно-штучные грузы — около 30%, рельсы и другие длинномерные грузы 20. шпалы, круглый лес и пиломатериалы 20. навалочные и сыпучие грузы (в т. ч. путевой балласт) 10. контейнеры 5% и т. д.

Три четверти всех случаев произошло при ручном способе обработки грузов. При механизированной переработке грузов травмы имели место при строповке и отстроповке контейнеров и других грузов. открывании и закрывании люков полувагонов при выгрузке из них навалочных и сыпучих грузов. При механизированных операциях падение груза с рампы склада или развале груза может привести к травмированию водителей автопогрузчиков.



Каковы причины травматизма при погрузочно-разгрузочных работах?

Основной причиной большинства несчастных случаев при погрузочно-разгрузочных работах являются отсутствие или недостаточность средств механизации для выполнения тяжелых и опасных операций, для дистанционного закрытия люков полувагонов, погрузка без прокладок, поддонов. Многие травмы происходят из-за неисправности дверей, полов крытых вагонов, неисправных тормозных устройств погрузчиков.

Одной из причин многих травм являются недостатки в организации и содержании рабочих мест (зон): захламленность и недостаточная освещенность, неисправность покрытия территории грузовых дворов и полов складов, несовпадение по высоте пола вагона, автомашины и рампы склада. В зимнее время из-за непосыпки песком мест погрузочно-разгрузочных работ образовывались наледи, на которых скользили и падали работники.

Часть случаев происходит из-за нарушений технологических процессов переработки грузов: толчки во время маневров вагонов, в которых работают грузчики; разгрузка балласта вручную во время движения платформ; подъем груза, когда стропальщик еще не отошел в безопасную зону и др.

Причинами производственного травматизма при переработке грузов является также неприменение средств индивидуальной защиты. Многие травмы происходят из-за низкого качества предохранительных рукавиц, неприменения защитных касок, отсутствия специальной одежды при разгрузке новых деревянных шпал и переводных брусьев, пропитанных антисептическими материалами.

Значительная часть несчастных случаев (50—60%) обусловлена нарушениями организационного характера: недостаточный инструктаж безопасным приемам работы;

слабый контроль со стороны руководителей работ за соблюдением мер безопасности грузчиками, стропальщиками, монтерами пути и работниками других профессий; низкая трудовая дисциплина; выполнение работ в нетрезвом состоянии и т. п.



Как повысить безопасность при погрузочно-разгрузочных работах?

Ликвидировать или свести к минимуму ручной, опасный и тяжелый труд многих грузчиков, монтеров пути и подсобных рабочих позволяет комплексная механизации. погрузочно-разгрузочных работ. Для этого необходимо качественно улучшить структуру парка машин, широко внедрять сменные захватные приспособления к электро погрузчикам, автостропы для автоматической застропки и отстропки универсальных контейнеров, расширять кoнтейнерные и пакетные перевозки.

При переработке тарно-упаковочных грузов широк применяются малогабаритные электропогрузчики различных моделей. Однако зарядка их аккумуляторов загрязняет воздушную среду вредными щелочными аэрозолями Поэтому аккумуляторные погрузчики заменяются дизельными.

Использование дизельных погрузчиков в складских помещениях сильно загазовывает воздух рабочей зоны, что в свою очередь, требует усиления вентиляции.

Широкое внедрение получают автоматические стропы для контейнеров. На раме электрокозлового крана устанавливают датчик хода крана и хода тельфера, а также датчик автоматической коррекции, а вдоль подкрановых путей в интервалах между контейнерами и между секциями устанавливают упоры. Датчик хода крана, взаимодействуя с упорами, фиксирует фактическое прохождение краном контейнероместа, и импульсы соответствующей полярности поступают на вход пересчетного устройства хода электрокозлового крана.

Аналогичная информация поступает на датчик хода тельфера, взаимодействующий с упорами, расположенными вдоль фермы крана. Система обеспечивает автоматическое, без участия человека определение точных координат каждого контейнера на площадке и автоматическую nepедачу цифровой информации о контейнероместе в кабин крановщика и в помещение приемосдатчиков. Это ocвобождает крановщиков от дополнительных операций по отсчету и определению точного места каждого перерабатываемого контейнера и от передачи голосом этих координат приемосдатчику, способствует улучшению условий труда крановщиков, повышению культуры труда и производительности работы.

Аппаратура обеспечивает качественную переговорную связь и автоматическую световую информацию о контейнероместе при работе двух кранов, а также переговоры крановщиков нескольких кранов, обслуживающих контейнерную площадку. Система «Индикация» сокращает простой контейнера под грузовыми операциями на 25 ч, значительно уменьшает простои автомобильного транспорта и коренным образом улучшает условия труда приемосдатчиков груза и багажа и крановщиков, позволяет вывести весь обслуживающий персонал из опасной зоны.





В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов








Полезная информация: