Основные обстоятельства и причины производственного травматизма. Меры профилактики
Крушение и аварии на железных дорогах



При каких крушениях и авариях травмируются работники железнодорожного транспорта?

Производственный травматизм происходит при столкновении поездов с другими поездами, маневровыми составами или другим подвижным составом; при сходах подвижного состава с рельсов; при наездах на автотранспортные средства, посторонние предметы.

При этом обычно травмируются машинисты локомотивов и их помощники, проводники вагонов. Травмы очень часто бывают с тяжелым исходом. Число смертельных случаев при крушениях и авариях составляет около 10% всех случаев травматизма с таким исходом.



В чем причины крушений и аварий?

Основными причинами крушений и аварий являются: изломы рельсов, неисправности рельсовой колеи, проезды запрещающих сигналов, изломы шеек осей колесных пар вагонов, уходы подвижного состава, прием и отправление поездов по неготовому маршруту, переводы централизованных стрелок под поездами, нарушения правил маневровой работы, изломы и падения деталей вагонов, неисправности колесных пар локомотивов, наезды поездов на транспортные средства на железнодорожных переездах, неограждение места производства путевых работ.

35% всех нарушений и аварий из-за неисправности пути происходит на станциях, причем наблюдается тенденция роста доли таких происшествий, что свидетельствует о явном ухудшении содержания станционных путей, особенно стрелочных переводов.

К излому рельсов приводят трещины от болтовых отверстий в шейке. Их образованию способствуют неисправности пути, а также эксплуатация рельсов с необработанными (без снятия фасок) болтовыми отверстиями.

Во время значительного повышения температуры воздуха могут происходить выбросы путевой решетки. Выбросы могут происходить при недостаточном закреплении рельсов и рельсовых плетей от угона, отступлении от норм содержания колеи в плане и по уровню, несвоевременности зарядки температурных напряжений в рельсовых плетях, ослаблении балластной призмы, а также при нарушениях технологии выправочных работ на бесстыковом пути с применением путевых машин.

Проезды запрещающих сигналов, приводящие к крушениям, авариям и гибели людей, происходят из-за того, что локомотивная бригада засыпает в пути, из-за неправильного управления автотормозами, невнимательного наблюдения локомотивной бригадой за показаниями сигналов. Значительное число проездов поездами светофоров с запрещающими сигналами на станциях связано с психологическим расслаблением машинистов локомотивов в период ожидания отправления поезда после остановки. Более 1/3 всех случаев проездов происходит в ночное время, т. е. с 22 до 6 ч.

Особую опасность для безопасности движения представляют изломы шеек осей колесных пар вагонов. Основными причинами таких изломов являются: износ баббитовой заливки, обводнение или загрязнение смазки, нарушения технологии и правил ремонта буксового узла на ПТО, отсутствие польстера. Изломы шеек колесных пар с роликовыми буксами происходят из-за невыявления неисправностей буксового узла на ПТО, некачественного их ремонта в депо и на заводах, неэффективной работы приборов обнаружения нагрева букс (ПОНАБ, ДИСК).

К аварийным ситуациям приводит отправление поездов с перекрытыми концевыми кранами тормозной магистрали. Это происходит потому, что отдельные осмотрщики вагонов, не опробовав автотормозов, выдают фиктивную справку ВУ-45 и поезда отправляются в рейс без обеспечения необходимого тормозного нажатия. Проявляется здесь и халатное отношение к своим обязанностям машинистов.

Число случаев уходов вагонов со станционных путей хотя и сокращается, но остается еще достаточно большим Причинами являются закрепление вагонов меньшим числом башмаков, чем требуется по техническо-распорядительноному акту станции:

  • оставление вагонов без закрепления в расчете на действие еще неотпущенных тормозов;
  • недостаточное торможение отцепов при роспуске coставов с горки и при маневрах толчками на вытяжных путях.

Крушения и аварии со смертельными исходами для людей и большим материальным ущербом происходят вследствие низкой дисциплины и ответственности каждого участника" перевозочного процесса.





В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов








Полезная информация: