Техника безопасности при выполнении работ
Общие меры безопасности на железнодорожных путях



Как должно быть ограждено место работ на перегоне?

Места производства работ на перегонах и станциях ограждают сигналами, сигнальными знаками «С» (о подаче свистка) и сигналистами в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах страны. Инструкцией не обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ и Правил по технике безопасности при производстве работ в различных хозяйствах железных дорог (пути, электрификации и электроснабжения, СЦБ и связи, локомотивном, вагонном).

Схемы ограждения мест производства ограниченным и развернутым фронтом работ на одно- и двухпутных участках показаны на рис. 1. Расстояние Б, указанное на этих схемах, определяете по таблице Инструкции по сигнализации на железных дорогах в зависимости от руководящего спуска и максимальной допустимой скорости движения поездов на перегоне. Сигналисты, находящиеся около петард и желтого сигнала, ограждающие место работы на одном из путей двухпутного участка, должны подавать сигналы рожком о подходе поезда по соседнему пути.

Вне зависимости от того, какими сигналами ограждается место работ на одном из путей двух- или многопутного участка, для предупреждения работающих о приближении поезда по соседнему пути должны быть установлены сигнальные знаки «С». Это требование не относится к работам, при которых соседний путь ограждается сигналами остановки. Для предупреждения о приближении поездов, работающих на путях перегонов и в горловинах станций, используют оповестительную сигнализацию о приближение подвижного состава к месту работы. Если оповестительной сигнализации не имеется, то, как правило, выставляют сигналистов для подачи звуковых сигналов о приближение поездов к месту работы.

Схемы ограждения места производства работ на железнодорожных путях на перегонах (расстояния указаны в м)

Рис. 1. Схемы ограждения места производства работ на железнодорожных путях на перегонах (расстояния указаны в м): а — на однопутном участке; б — на одном из путей двухпутного участка: в — на обоих путях двухпутного участка; г-на однопутном участке с развернутым фронтом (более 200 м) работы;
1 — квадратный щит желтого цвета; 2 — петарда; 3 — сигналист с ручным красным сигналом; 66— сигнальный знак «С» о подаче свистка

Сигналисты должны быть обязательно выставлены при выполнении работ на кривых участках пути с малым радиусом, в глубоких выемках, в лесистой местности, при наличии строений и в других условиях ухудшающих видимость участков пути, по которым к месту работы приближаются поезда. Такие сигналисты должны быть и тогда, когда в работе используют электрические и пневматические инструменты, ухудшающие слышимость приближающегося поезда и его сигналов.

Сигналисты должны находиться от места производства работ со стороны, с которой плхо просматриваются и прослушиваются приближающиеся поезда. Сигналистам следует располагаться так, чтобы приближающийся поезд им был виден на расстоянии не менее 500 м от места работ на участках, по которым скорости движения не превышают 140 км/ч и 800 м при скорости движения более 140 км/ч. В тех случаях, когда один сигналист не может увидеть приближающийся поезд на указанных расстояниях, необходимо выставить двух сигналистов.

Один из них — основной, отходит дальше от места работы, а второй — промежуточный должен находиться в таком месте, чтобы видеть основного сигналиста и руководителя работ на месте их производства. Промежуточный сигналист повторяет сигналы, подаваемые основным сигналистом. Во время тумана, метелей, в темное время суток, когда видимость менее 800 м, должны быть приняты меры по усилению ограждения места работы для безопасности работающих на путях в сложных условиях.

Такими мерами являются: подача заявки на выдачу предупреждении локомотивным бригадам об особой бдительности и необходимости подачи частых оповестительных сигналов при приближении поезда к месту работы; выделение сигналистов, которые должны находиться с обеих сторон от места работы для оповещения работающих о приближении поезда ограничение фронта работ, приходящегося на одного руководителя работ, до 50 м; применение средств автоматического оповещения о приближении поезда к месту работы (4.3; 6.1; 6.15).



Как нужно ограждать места работы на станционных путях?

При производстве работ на станционных путях и стрелочных переводах (рис. 2) руководитель работ должен сделать запись в «Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети», указать конкретное место и время выполнения работ. На основе такой записи дежурный по станции или маневровый диспетчер организует прием и отправление поездов и маневровые операции так, чтобы обеспечивалась безопасность работающих, и предупреждает их о предстоящих передвижениях составов.

Текущее содержание и ремонт путей, стрелочных переводов, контактной сети, устройств СЦБ и связи на горках, в горочных, подгорочных и сортировочных парках разрешается производить только во врем перерыва в маневровой работе и в роспуске вагонов на сортировочной горке. Некоторые работы на таких путях производят только при их закрытии по распоряжению дежурного по станции (горке).

Схемы ограждения места производства работ на железнодорожных путях на станциях (расстояния указаны в м)

Рис. 2 Схемы ограждения места производства работ на железнодорожных путях на станциях (расстояния указаны в м):
а — остряки стрелок направлены от места работы, б — остряки стрелок направлены к месту работы; в — остряки стрелок расположены ближе чем на 50 м от места работы;
1 — предельный столбик; 2 — запертая (зашитая) стрелка; 3 — прямоугольный щит красного цвета; 4 — место работы

Если с обеих сторон пути, на котором ведутся работы, расположены высокие платформы, здания, заборы, вал снега протяженностью более 100 м, которые не позволяю рабочим разместиться сбоку от пути, то такие места должны быть ограждены сигналами остановки в порядке, установленном Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР. В других случаях работы в стесненны условиях, когда ограждение сигналами остановки не требуется, необходимо выделить сигналиста для наблюдения за приближением подвижного состава к месту работы для своевременного оповещения об этом работающих (4.2; 6.1).



Как обеспечить безопаснасть при очистке стрелочных переводов?

Работы по очистке стрелочных переводов должны производиться по специальному графику, утвержденному начальником станции.

При очистке стрелочных переводов ответственность за безопасность работающих возлагается на бригадира пути, под руководством и наблюдением которого производятся работы. В некоторых случаях руководителем этих работ могут быть работник станции или опытные монтеры пути, имеющие квалификацию не ниже третьего разряда. К руководителю работ прикрепляют не более б чел. На раздельных пунктах, где нет постоянной маневровой работы, разрешается в светлое время суток выполнять работы на стрелочных переводах одному монтеру пути. имеющему разряд не ниже третьего.

Работы по уходу за стрелочными переводами должны выполняться в перерывы между движением поездов и маневровых составов и, как правило, в светлое время суток Руководитель работ делает запись в «Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети». Дежурный по станции обязан оповещать работающих на стрелочных переводах о предстоящих передвижениях в этом районе.

Перед началом очистки централизованных стрелочных переводов старший в группе или монтер, работающий самостоятельно, ограждает место работы днем красным сигналом, ночью и в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных условиях — ручным фонарем с красным огнем.

Такой же сигнал должен выставить дежурный стрелочного поста при необходимости очистки стрелочного перевода с ручным управлением ночью и днем при неблагоприятных погодных условиях.

На централизованных стрелочных переводах для обеспечения безопасности работающих (исключения возможности зажатия конечностей) укладывают деревянный вкладыш между отведенным остряком и рамным рельсом, а также на крестовинах с подвижным сердечником между ним и усовиком. Вкладыш укладывают против тяг электропривода.

На стрелочном переводе, оборудованном устройствами пневматической обдувки, очистку с помощью шлангов должны производить два монтера пути. Один из них работает со шлангом, другой — сигналист, наблюдает за движением поездов и маневровых составов в зоне. Сигналист должен находиться у крана, присоединяющего шланг к воздухоразборной колонке, и быть готовым в любой момент перекрыть подачу сжатого воздуха и сигнализировать первому работнику о приближении подвижного состава (4.3; 6.2).





В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов








Полезная информация: