Техника безопасности при выполнении работ
Общие меры безопасности на железнодорожных путях
Общие меры безопасности на железнодорожных путях
Какие меры безопасности необходимо соблюдать на участках, где скорости движения поездов 141 — 200 км/ч?
При движении с высокими скоростями значительно сокращается время прохождения поездом расстояния от места его обнаружения человеком, наблюдающим за движением поездов, до места нахождения этого человека. Поэтому освобождать путь на скоростных участках надо гораздо раньше, чем на участках, где движение происходит с обычными скоростями (до 140 км/ч). На участках со скоростями движения 141—200 км/ч все работы на пути, сооружениях и устройствах должны быть прекращены не менее чем за 10 мин.
До подхода поезда за 10 мин контактная сеть, путь и другие сооружения приводят в состояние, обеспечивающее безопасный пропуск поезда, а материалы, инструменты, дефектоскопные тележки и другие съемные подвижные средства должны быть сняты с пути и устойчиво установлены на обочине. Не позднее чем за 5 мин до прохода поезда заканчивают все операции, связанные с приготовлением маршрутов для пропуска скоростных поездов (независимо от того, какая установлена скорость следования по станции).
Работники служб пути, электроснабжения, СЦБ и связи и другие (кроме дежурных по станции и сигналистов) должны уйти в безопасную зону не позже чем за 10 мин до проследования скоростного поезда. Дежурные по станциям, сигналисты и некоторые другие работники станций, которым вменено в обязанность встречать и провожать скоростные поезда, должны отойти в специально установленное место для встречи таких поездов за 5 мин до появления поезд на станции.
С увеличением скорости движения растет сила воздушного потока, создаваемого поездом. На скоростных участках расстояние от железнодорожного пути, на кота ром человек будет в безопасности, должно быть больше чем на участках со скоростями движения до 140 км/ч. По этому работающие должны находиться на расстоянии н менее 4 м от крайнего рельса при пропуске поезда со скоростью 141 — 160 км/ч и не менее 5 м при пропуске поезд со скоростью 161—200 км/ч. При нахождении на пассажир ских платформах люди должны отходить от края платформы на расстояние не менее 2 м. Такое расстояние обеспечивает безопасность людей во время прохода скоростного поезда (4.3; 6.3).
На каком подвижном составе разрешается проезд к месту работы и обратно?
Если место работы находится на расстоянии более 2 км от места нахождения предприятия (подразделения предприятия), то администрация должна организовать доставку рабочих к месту работы и обратно на транспортных средствах предприятия. Эти средства должны быть оборудованы так, чтобы обеспечивалась безопасность люд во время их транспортировки.
На участках, где обращаются пригородные и местные пассажирские поезда, рабочих доставляют эти поезд На период производства работ начальник отделения дороги может установить двух-, трехминутные остановки таких поездов для посадки и высадки рабочих. Инструмент приспособления доставляют к месту работы автотранспортом.
При отсутствии пассажирских поездов пригородного или местного сообщения или при несовпадении расписания их движения с началом и окончанием работ отделе ни дороги организует движение рабочих поездов. В эти поезда включают пассажирские вагоны и платформы для инструмента, материалов и горючего. При движении по участку с людьми рабочие поезда не должны следовать вагонами вперед.
Перевозка рабочих к месту работы и обратно может осуществляться в кабинах автодрезин, автомотрис и мотовозов, но при этом число перевозимых людей не должно превышать установленной в паспорте допустимой численности. На дрезине типа АС разрешается одновременно перевозить не более 18 чел., на дрезине АГМУ — не более 3 чел. при условии, что платформы этих дрезин оборудованы местами для сидения, на дрезине МПТ — не более 9 чел. (кроме обслуживающей бригады).
Перевозить рабочих к месту работ и обратно на открытом подвижном составе запрещено. Нельзя перевозить вместе с людьми горючее. На локомотивах запрещен проезд лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, за исключением кондукторов и составителей, а также работников, имеющих разрешение службы локомотивного хозяйства. Во всех случаях число людей на локомотиве (кроме обслуживающей бригады) не должно быть больше 3 чел. одновременно (4.1; 4.3).
Какие требования предъявляют к условиям перевозки людей автотранспортом?
Группы рабочих можно перевозить в автобусах и грузовых автомобилях, кузов которых оборудован сиденьями. Сиденья крепят на расстоянии не менее 15 см ниже верхнего края борта. Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта машины, должны иметь прочные спинки. В салоне автобуса и в кузове автомобиля, оборудованном для перевозки людей, должен быть легко снимаемый огнетушитель вместимостью не менее 2 л.
Число перевозимых людей не должно превышать количество оборудованных для сидения мест. В кабине грузового автомобиля и в коляске мотоцикла может находиться столько рабочих, сколько мест предусмотрено в техническом паспорте транспортного средства. Перевозка людей в кузовах-фургонах допускается только в том случае, если их конструкция приспособлена для таких перевозок и согласована с Госавтоинспекцией. В кузове грузового автомобиля, не оборудованного для перевозки людей, разрешается проезд только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением. При этом указанные лица должны быть обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня борта автомобиля. Запрещается перевозить людей:
вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в грузовом кузове мотоцикла;
сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.
Перевозку людей в грузовом автомобиле могут осуществлять наиболее дисциплинированные и опытные водители, имеющие удостоверение на право управления транспортными средствами категорий С и Д.
В путёвом листе автомобиля, на котором предусматривается перевозка людей, должна быть отметка «Годен для перевозки пассажиров». Во время движения на заднем сиденье в кузове автомобиля должен находиться работник, ответственный за соблюдение правил безопасности при перевозке рабочих, который несет ответственность наряду с водителем. Перед поездкой ответственный за перевозку людей обязан проинструктировать рабочих о порядке посадки и высадки и предупредить, что стоять в кузове движущегося автомобиля запрещено. Скорость движения автобуса или грузового автомобиля, в кузов которого находятся люди (независимо от их числа), не должна превышать 60 км/ч, в трудных дорожных условия она должна быть значительно ниже — не более 30 км/ и на поворотах 5 км/ч (4.19).
Какие меры безопасности необходимо соблюдать при посадке на подвижной состав и высадке из него?
Посадку в вагоны и высадку из них на двух- и многопутных перегонах (крайних путях) необходимо производить только с полевой стороны. Двери с противоположном стороны должны быть заперты. В междупутьях станционных путей и путей, расположенных по середине многопутных перегонов, посадку и высадку можно производить при условии, что расстояние между осями смежных путей в этом месте не менее 6500 мм.
Перед тем как сойти с подвижного состава на междупутье, необходимо убедиться в том, что к этому месту по смежному пути не приближается поезд или маневровый состав, одиночный локомотив. Следует также убедиться, что подножка и поручни исправны, что на междупутье отсутствуют канавы, какие-либо предметы, о которые можно споткнуться.
Посадка на подвижной состав и высадка из него разрешаются только после полной остановки. Сходить и садиться в движущийся вагон или на локомотив очень опасно, так как можно сорваться и попасть под колеса. Только составителям поездов разрешено садиться и сходить во время движения со скоростью не более 3 км/ч. Такое отступление основано на большом опыте работников составительских бригад и необходимости ускорения маневровой работы (4.2; 4.3).
Как обеспечить безопасность при расцепке вагонов?
Перед расцеплением вагонов разъединяют соединительные рукава тормозной магистрали. Для этого прежде всего надо перекрыть концевые краны смежных вагонов, а затем разъединить головки соединительных рукавов. Если заранее не перекрыть концевые краны, то разъединенные соединительные рукава под давлением воздуха, сжатого до 0,55 МПа, будут ударять в разные стороны и могут нанести травму. Перекрытие кранов, разъединение и соединение рукавов разрешается производить только при полной остановке вагонов.
Расцепление автосцепок следует производить стоя сбоку вагона с помощью расцепного рычага, не заходя в межвагонное пространство. Расцепка, как правило, должна выполняться при полной остановке вагонов. Однако на сортировочной горке при производстве маневров толчками разрешается составителям поездов и их помощникам в специально установленных местах производить расцепку во время движения вагонов. Скорость роспуска вагонов на сортировочных горках при различных показаниях горочных светофоров устанавливается начальником дороги в зависимости от технического оснащения горки, условий обеспечения безопасности труда и сохранности подвижного состава.
Расцеплять группы движущихся вагонов в пределах стрелочного перевода, переезда (перехода) через пути, а также в местах погрузки и выгрузки навалочных грузов запрещается.
Для расцепки вагонов на горках обычно используют пециальные рычаги. Они позволяют расцеплять вагоны даже при порче расцепного привода. Расцепку вагонов и разъединение соединительных рукавов рекомендуется выполнять в рукавицах (4.2).
Какие требования предъявляют к персоналу, связанному с движением поездов и работающему вблизи железнодорожных путей?
К работам, связанным с движением поездов, а также выполняемым на железнодорожных путях (вблизи от них и у поездов, допускаются лица, которые прошли медицинское освидетельствование для определения годности и к выполнению указанных работ. В процессе работы эти работники периодически проходят такие медицинские освидетельствования. Целью этих освидетельствований являете профилактика несчастных случаев, обеспечение безопасности движения и труда.
На должности, непосредственно связанные с движением поездов, могут быть приняты только лица, достигшие 18 лет. К таким должностям относятся: машинисты локомотивов моторвагонных поездов, автомотрис, кранов на железно дорожном ходу и их помощники, водители дрезин, диспетчеры, дежурные по станциям, постам, паркам и сортирвочным горкам, операторы горок, постов централизации, операторы при дежурных по станциям, кондукторы поездов составители поездов и их помощники, регулировщики скоростей движения вагонов, сигналисты, дежурные стрелочного поста, дорожные, тоннельные и мостовые мастера, бригадиры пути, обходчики, монтеры пути (второго разряда и выше), дежурные по переездам, электромеханики и электромонтеры по обслуживанию устройств СЦБ сортировочных горок, осмотрщики-ремонтники и осмотрщики вагонов начальники (механики-бригадиры) поездов, проводник вагонов, мастера и рабочие на безотцепочном ремонте вагонов, операторы пунктов технического обслуживания вагонов, поездные электромеханики, мастера и электромеханики дистанций электроснабжения, электромонтеры контактной сети и высоковольтных линий, рабочие, заняты на ремонте и техническом обслуживании контактной сети, механики рефрижераторных поездов и секций, наладчик десректоскопных и путеизмерительных вагонов, машинисты путевых машин и механизмов, операторы дефектоскопных тележек, операторы по путевым измерениям и их помощники.
Некоторые работы, связанные с движением поездов, являются тяжелыми и опасными для женского организм Поэтому законодательством о труде запрещено применение труда женщин на следующих должностях и профессиях: машинисты локомотивов, моторвагонных поездов, автомотрис, кранов на железнодорожном ходу, регулировщики скорости движения вагонов, составители поездов и их помощники, мостовые слесари, монтеры пути, а также на работах, связанных с поднятием и перемещением тяжестей более 15 кг и с использованием электрического и пневматического инструмента.
Работники, связанные с движением поездов, при поступлении на работу, а в дальнейшем периодически должны проходить испытания в знании: Правил технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ), Инструкции по сигнализации на железных дорогах; Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах; должностных инструкций и других документов, устанавливающих обязанности работников; правил, стандартов и инструкций по охране труда.
Все остальные работники, выполняющие свои обязанности вблизи железнодорожных путей, должны выдержать испытания при поступлении на работу и в дальнейшем периодически проверяться в знании: общих обязанностей работников железнодорожного транспорта, установленных ПТЭ; правил, стандартов и инструкций по охране труда и должностных инструкций (4.1; 5.6; 7.10; 7.11; 7.13).
В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов
Полезная информация: