Техника безопасности при выполнении работ
Погрузочно-разгрузочные работы и эксплуатация грузоподъемных машин
Погрузочно-разгрузочные работы и эксплуатация грузоподъемных машин
В чем состоят основные меры безопасности при погрузке и выгрузке грузов?
Порядок и способы погрузки, выгрузки и перемещения грузов, соответствующие требованиям безопасности труда, устанавливает руководитель работ, назначаемый администрацией предприятия.
Подъем и перемещение грузов разрешаются исправными кранами. Масса грузов не должна превышать грузоподъемности машины. При этом у стреловых кранов Должны учитываться положение дополнительных опор и вылет стрелы, а у кранов с подвижным противовесом — положение противовеса. При подъеме груза грейфером его масса вместе с массой груза не может превышать грузоподъемности крана. На грузоподъемных машинах должна быть табличка, в которой указаны регистрационный номер, грузоподъемность и дата следующего испытания.
На месте погрузочно-разгрузочных работ вывешивают плакаты со схемой строповки грузов. Перед началом работы стропальщик обязан использовать грузозахватные приспособления, соответствующие массе и харакеру груза. Эти приспособления должны быть исправны и иметь клейма или бирки с обозначением номера, даты испытания и rpyзоподъемности. Обвязывать груз надлежит таким образом, чтобы во время перемещения исключалось падение а дельных частей (доски, бревна, прутки, листы и т. п.) обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении.
Перед каждым подъемом и перемещением груза стропальщик подает соответствующий сигнал крановщику.
В начале производства работ груз поднимают на высоту 200—300 мм и проверяют правильность строповки устойчивость крана и действие тормозов. При горизонтальном перемещении грузов необходимо убедиться, что груз поднят на высоту не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.
При подъеме и перемещении груза запрещается ком либо находиться на грузе и под ним, а также на железнодорожной платформе, в полувагоне, автомобиле при разгрузке (погрузке) их с помощью грузоподъемных машин. Стропальщик может быть возле поднятого груза, если груз находится на высоте не более 1 м от уровня площадки, по которой перемещается стропальщик. Во избежание зажатия между поворотной и неподвижной частями стреловых самоходных и башенных кранов во время их работы никому нельзя находиться в опасных местах. Запрещает также оттягивать груз во время его подъема, перемещения и опускания.
При резком снижении видимости (тумане, снегопаде, сильном дожде) и при силе ветра 10 м/с и более работы с использованием кранов прекращают.
Перед тем как опустить груз на место, следует убедиться в невозможности его падения, опрокидывания и сползания. На месте установки груза для удобства извлечения стропов из-под него предварительно укладывают прокладки. Снимать стропы можно лишь после того, к груз надежно установлен, а при необходимости и закрепления.
Выгруженные и подготовленные к погрузке около пути грузы укладывают и закрепляют так, чтобы не нарушать габарита приближения строений. Грузы (кроме балласта для путевых работ) при высоте штабеля до 1,2 м укладывают от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса железнодорожного или подкранового пути на расстоянии не менее 2 м, а при большей высоте — не менее 2,5 м (2.25; 2.26; 4.1; 4.7).
Кто отвечает за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов?
Для обеспечения безопасности при погрузочно-разгрузочных работах с использованием грузоподъемных машин и механизмов руководитель предприятия своим приказом
назначает:
ответственное лицо по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары — главный инженер или главный
механик;
ответственных за технически исправное состояние грузоподъемных кранов — главные механики (энергетики), а также мастера, механики, в подчинении которых находится персонал, обслуживающий эти краны;
ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами — начальники участков, прорабы, мастера (в каждом цехе, смене, на каждом участке, где работают краны), а в путевом хозяйстве и в строительстве могут назначаться бригадиры, имеющие инженерно-техническое образование или прошедшие специальное обучение на должность бригадира.
Для управления и обслуживания грузоподъемными машинами с механическим приводом руководитель предприятия приказом назначает крановщиков (машинистов) и слесарей, а для обслуживания машин с электрическим приводом, кроме того,— электромонтеров. На паровые краны для обслуживания котла, помимо машиниста, назначают его помощника. Управление автомобильным краном может быть поручено шоферу, аттестованному на право выполнять эти работы. К управлению грузоподъемными машинами е пола (кроме кранов, управляемых по радио) допускаются рабочие основных профессий, пользующиеся этими машинами.
Для подвешивания груза на крюк грузоподъемной машины назначают аттестованных стропальщиков или такелажников, монтажников. На заводах, в депо, мастерских и на других предприятиях железнодорожного транспорта Для подвешивания на крюк грузоподъемной машины груза без предварительной обвязки (груз имеет петли, рымы, Цапфы, а также находящийся в ковшах, контейнерах и Другой таре) могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные па сокращенной программе стропальщика. Подвешивание груза на крюк машины. Управляемой с пола, допускается производить рабочим, пользующимся этой грузоподъемной машиной (4.11; 6.5; 6.6. 6.7; 6.8).
Какие применяют сигналы при перемещении грузов кранами?
Для обмена информацией между стропальщиком и крановщиком (машинистом крана) применяют видимые и звуковые сигналы, указанные в табл. 2.1. Видимые сигналы стропальщик подает рукой или развернутым флажком, звуковые — свистком или рожком, а крановщик — свистком крана. Звуковые сигналы свистком подают только при плохой видимости. При работе самоходных кранов со стрелой длиной не более 10 м допускается, чтобы стропальщик давал сигналы-указания крановщику голосом. Для подачи сигналов по перемещению железнодорожных кранов по путям: «движение вперед стрелой», «назад стрелой», «стой» используют ручные и звуковые сигналы, применяемые при маневровой работе на железных дорогах (4.11; 6.7).
Таблица 2.1. Видимые и звуковые сигналы, применяемые при перемещении грузов кранами
Операция |
Рисунок |
Видимый сигнал |
Звуковой сигнал |
Поднять груз, крюк или грейфер |
2.1.1
|
Прерывистое движение руки вверх перед грудью: ладонь повернута вверх, рука согнута в локте |
Один короткий |
Опустить груз, крюк или грейфер |
2.1.2
|
Прерывистое движение руки вниз перед грудью: ладонь повернута вниз, рука согнута в локте |
Один короткий и один длинный |
Передвинуть кран (мост) |
2.1.3
|
Движение вытянутой рукой и ладонью по направлению требуемого движения крана |
Один длинный |
Передвинуть тележку мостового, козлового крана |
2.1.4
|
Движение согнутой в локте рукой и ладонью по направлению требуемого движения тележки |
Два длинных |
Осторожно, незначительное передвижение |
2.1.5
|
Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии; при этом руки приподняты вверх |
Три коротких |
Стоп (прекратить подъем или передвижение) | 2.1.6 | Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз | Один короткий и два длинных |
Повернуть стрелу | 2.1.7 | Движение согнутой в локте рукой и ладонью по направлению требуемого движения | Четыре коротких при повороте вправо, четыре длинных при повороте влево |
Поднять стрелу | 2.1.8 | Движение вверх вытянутой руки (предварительно опущенной вниз) вертикально, ладонью вверх | Три длинных и два коротких |
Опустить стрелу | 2.1.9 | Движение (вниз) вытянутой руки (предварительно поднятой вверх) вертикально, ладонью вниз | Два коротких |
Рис. 2.1.1. Поднять груз, крюк или грейфер | Рис. 2.1.2. Опустить груз, крюк или грейфер |
Рис. 2.1.3. Передвинуть кран (мост) | Рис. 2.1.4. Передвинуть тележку мостового, козлового крана |
Рис. 2.1.5. Осторожно, незначительное передвижение | Рис. 2.1.6. Стоп (прекратить подъем или передвижение) |
Рис. 2.1.7. Повернуть стрелу | Рис. 2.1.8. Поднять стрелу |
Рис. 2.1.9. Опустить стрелу |
В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов
Полезная информация: