Техника безопасности при выполнении работ
Погрузочно-разгрузочные работы и эксплуатация грузоподъемных машин
Погрузочно-разгрузочные работы и эксплуатация грузоподъемных машин
На каком минимальном расстоянии от линии электропередачи и контактной сети разрешено находиться грузоподъемным машинам и работникам, выполняющим погрузочно-разгрузочные работы?
Установка и работа грузоподъемных машин без каких либо ограничений разрешаются на расстоянии 30 м и более от линий электропередачи (ЛЭП), находящихся под напряжением. При необходимости работы кранов и других машин на расстоянии ближе 30 м от ЛЭП в так называемой охранной зоне требуется иметь наряд-допуск, выданный организацией, эксплуатирующей ЛЭП. Охранной зоной вдоль ЛЭП является пространство, находящееся от крайних проводов (при неотключенном их положении) на расстоянии: 2 м до ЛЭП напряжением до 1 кВ; 10 м до ЛЭП от 1 до 20 кВ вкл.; 15 м до ЛЭП 35 кВ; 20 м до ЛЭП ПО кВ 30 м до ЛЭП 500 кВ. Эти работы должны производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузам кранами. При работе в охранной зоне все грузоподъемный машины (кроме машин на гусеничном ходу) должны быть заземлены с помощью медного провода сечением не менее 25 мм2.
При работе в охранной зоне ЛЭП, находящихся под напряжением, грузоподъемные машины не должны распалагаться непосредственно под проводами, а также в тех местах, где расстояние по воздуху от подъемной или выдвигающейся части машины в любом ее положении, в той числе и при наибольшем, допускаемом конструкцией, до ближайшего провода будет меньше: 1,5 м при напряжения ЛЭП до 1 кВ; 2 м — от 1 до 20 кВ; 4 м при напряжении ЛЭП от 35—110 кВ.
На электрифицированных железнодорожных путях работа кранов на железнодорожном ходу разрешается после снятия напряжения и заземления контактной сети. Если стрела кранов на дрезинах перемещается только горизонтально, а расстояние между стрелой и частями контактой сети, находящимися под напряжением, больше 2 м, то такие работы можно выполнять без снятия напряжения При погрузке и выгрузке на открытом подвижном составе вблизи электрифицированного пути работающие Я инструмент, которым они пользуются, а также выгружаемые грузы не должны приближаться ближе 2 м к токов ведущим частям контактной сети, находящейся под напряжением.
Работа на подвижном составе, расположенном ни расстоянии от 2 до 4 м от частей контактной сети, может производиться без снятия напряжения и заземления контактной сети, но под обязательным наблюдением специально выдоенноголица,проинструктированного руководителем работ.
При работах на расстоянии более 4 м от частей контактной сети, находящихся под напряжением, наблюдение не требуется (4.5; 4.7; 4.11).
Какие требования предъявляют к персоналу, выполняющему погрузочно-разгрузочные работы?
К погрузочно-разгрузочным работам допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование, инструктаж, обучение и проверку знаний по технике безопасности.
Аттестация персонала, обслуживающего грузоподъемные машины, краны, должна производиться комиссиями предприятий, в состав которых обязательно должны входить главный инженер предприятия; лицо, ответственное за исправное состояние и безопасное действие грузоподъемных машин на данном предприятии.
Первичная аттестация машинистов грузоподъемных кранов, помощников машинистов паровых кранов во всех случаях проводится при участии в комиссии инспектора котлонадзора.
Работники, прошедшие аттестацию, крановщики, стропальщики и работники некоторых других профессий получают удостоверение с фотокарточкой. Они должны иметь его при себе во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Медицинские освидетельствования при поступлении на работу и периодические осмотры в первую очередь проходят рабочие, связанные с погрузкой и выгрузкой ядохимикатов, сырья животного происхождения, минеральных удобрений, пылящих грузов, радиоактивных, ядовитых и других токсических веществ. Медицинские освидетельствования должны пройти все (вне зависимости от рода перерабатываемых грузов) крановщики, сигнальщики и стропальщики. Медосмотры проводят комиссии в железнодорожных поликлиниках в установленном порядке.
Рабочим, занятым на погрузке и выгрузке животных и сырья животного происхождения, должны быть сделаны профилактические прививки в соответствии с требованиями
Министерства здравоохранения(4.1; 4.7; 5.6; 7.11; 7.12).
Какие установлены предельно допустимые нагрузки, при подъеме и перемещении (тяжестей вручную и с помощью средств малой механизации?
Перемещение грузов массой более 20 кг в технологи ческом процессе должно производиться с помощью грузоподъемных машин или средств механизации.
Перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м, а также подъем и укладка грузов на высоту более 3 м должны производиться при помощи машин и механизмов.
С помощью ручных лебедок, домкратов, скатов, рольгангов, блоков, полиспастов, тележек и других подобный средств механизации допускаются погрузка и выгрузка тяжеловесных грузов массой до 500 кг. Тяжеловесые грузы более 500 кг разрешается грузить и выгружать только грузоподъемными машинами.
Женщине в возрасте свыше 18 лет разрешаются подъем и перемещение груза (при чередовании с другой работой) не более 15 кг. При подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены максимальная масса переносимого женщиной груза не должна превышать 10 кг Подъем разрешается на высоту до 1,5 м. Суммарная массе грузов, перемещенных одной женщиной в течение рабочей смены, не должна превышать 7000 кг. При этом следует учитывать то, что в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары (упаковки). При перемещении женщинами грузов на тележках или в контейнерах на колесиках прилагаемое усилие не должно превышая
Для мужчин в возрасте более 18 лет допустимая масса груза, перемещаемого вручную, составляет 30 кг. Если масса 31—35 кг, работа считается первой степени вредности и опасности. В случаях, когда масса перемещаемых вручную грузов превышает 35 кг, трудовой процесс относится ко второй степени вредности и опасности (2.26; 4.7; 7.3; 7.9).
Каким условиям безопасности должны отвечать средства малой механизации, приспособления и инвентарь, используемые при погрузочно-разгрузочных работах?
К средствам малой механизации и приспособлениям относят оборудование, не имеющее электрических, паровых дизельных двигателей,т. е. разные лебедки, домкраты, тележки и тачки, блоки, полиспасты, тали, рольганги, скаты и т. п.
Ручная лебедка не может быть использована в работе, если в ней имеются:
трещины в станине, изгиб стяжных болтов, разработка отверстий крепления подшипников;
трещины или износ зубьев свыше допустимых пределов, ослабление шпоночных соединений;
искривление вала или износ шеек более чем на 10% первоначального диаметра, разработка отверстия рукоятки приводного вала, трещины на зубьях храпового колеса, отсутствие части зубьев или тормозной собачки, отсутствие безопасной рукоятки.
Ручные лебедки подвергаются статическим испытаниям.
Реечные и винтовые домкраты не могут эксплуатироваться при наличии хотя бы одной из следующих неисправностей:
трещина в корпусе, откол подошвы, отсутствие насечки на опорных поверхностях головки;
трещина в рейке, шестернях, винте и стопорной гайке или отсутствие части зубьев;
износ зубьев, резьбы винта или стопорной гайки более чем на 20% первоначальных размеров;
искривление рейки или винта, отсутствие ленты на рейке или части зубьев на храповом колесе, отсутствие собачки храповика или повреждение ее опорной части, отсутствие безопасной рукоятки.
Ручные домкраты подлежат периодическому осмотру 1 раз в год; под нагрузкой их не проверяют.
Двухколесные ручные тележки служат для перевозки тарно-штучных грузов массой до 500 кг. Рукоятка таких тележек оснащается предохранительными козырьками или скобами для защиты рук рабочего. На каждой тележке должна быть указана предельная грузоподъемность.
Для плавного и безопасного перемещения грузов по рольгангам (роликовые конвейеры) и скатам необходимо, чтобы длина роликов была на 50—100 мм больше ширины груза. Шаг роликов принимают равным 1/3 длины груза, что обеспечивает его опору не менее чем на два ролика. Наибольшая нагрузка на ролик не должна превышать 0.7 массы груза.
К инвентарю и приспособлениям для погрузки и выгрузки грузов относятся: мостики, сходни, трапы, слеги, лестницы и т. п.
Переходные мостики, трапы и сходни изготовляют, как правило, из хвойных, дубовых досок толщиной не менее 60 мм или рифленого стального листа толщиной не менее 6 мм. Ширина трапов и сходней при одностороннем проходе должна быть не менее 0,8 м, а при двустороннем _ не менее 1,5 м. Для устойчивости рабочих на сходии набивают поперечные планки сечением 20X40 мм через 30—40 см. Если сходни расположены на высоте 1.5 м и выше, то на них устанавливают перила высотой 1м.Мостики, используемые при погрузке и разгрузке железнодорожных вагонов, с одной стороны, снабжают захватными крючьями, а с другой — конец скашивают и обшивают листовой сталью. Их ширина должна быть не
менее 1 м. Слеги для спуска или подъема груза изготовляют из твердых пород дерева диаметром 150 мм и более и длиной 4—6 м. На верхем конце слеги укрепляют на болтах крючья из полосового железа 75X16 мм. Нижние концы обивают железом для предохранения от раскалывания (4.7; 4.11).
Какие требования предъявляют к съемным грузозахватным приспособлениям?
Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи и т. п.) после изготовления и peмонта должны пройти техническое освидетельствование. При техническом освидетельствовании съемные грузозахватные приспособления осматривают и испытывают нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. На испытанные приспособления ставят клеймо или прикрепляют металлическую бирку с указанием номера приспособления, его грузоподъемности и даты испытания. В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления периодически осматривают: траверсы — через.
Таблица 2.2. Число условных обрывов проволок на длине одного шага свивки каната стропа, при котором канат бракуют
Каждые 6 мес, клещи и другие захваты — ежемесячно, стропы (за исключением редко используемых) — через каждые 10 дней, редко используемые грузозахватные приспособления — перед выдачей в работу.
При периодических осмотрах стропов из стальных канатов выявляют оборванные проволоки. Браковка таких стропов производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки. Строп не может быть допущен к дальнейшей эксплуатации, если условное число обрывов равно или больше указанного в табл. 2.2. При подсчете условного числа обрывов принимают обрыв одной тонкой проволоки за 1, а толстой — за 1,7. Так, если на длине одного шага свивки оборвано пять тонких и три толстых проволоки, то условное число обрывов составит 5-1+3-1,7=10,1. По табл. 2.2 можно определить для канатов с коэффициентом запаса прочности К=6 различной конструкции годен он для эксплуатации или нет.
Канаты бракуют также, если износ и коррозия первоначального диаметра проволок достигли 40% и более.
При периодическом осмотре стропов из репей определяют износ звеньев. Для сварных и штампованных цепей допускается износ звена не более 10% первоначального диаметра.
Выявленные , в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления изымают из эксплуатации.
Результаты проведенного осмотра записывают в журнале учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений.
Перед применением стропов необходимо убедиться в том, что отношение разрывного усилия стропов в целом В к наибольшему натяжению стропа S больше или равно коэффициенту запаса прочности К. Для стропов из канатов К=6, для стропов из цепей К=5. Разрывное усилие стропов определяют по сертификату на канат или цепь. Наибольшее натяжение стропа
где Q — масса груза, кг; т — коэффициент, характеризующий угол наклона а каждой ветви стропа к вертикали: при а=0 т= 1; при а=30° m=l,15; при а=45° т=1,42; при а=60° т=2,0; n — число ветвей стропа.
По рассчитанному наибольшему натяжению стропа S и по полученному по сертификату значению разрывного Усилия стропа Р можно найти их отношение, т. е. коэффициент запаса прочности. Если полученное К для стропов из каната больше чем 6, то стропы выдержат поднимаемый груз массой Q (4.11).
В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов
Полезная информация: