Техника безопасности при выполнении работ
Обслуживание и ремонт подвижного состава
Обслуживание и ремонт подвижного состава
Какие условия безопасности должны быть обеспечены при организации обслуживания тягового подвижного состава локомотивными бригадами?
Состав локомотивных бригад и порядок обслуживания ими тягового подвижного состава (ТПС) устанавливает начальник дороги в зависимости от типа локомотива и мотор вагонного подвижного состава (МВПС), а также от местных условий на основе утвержденных Министерством путей сообщения систем обслуживания.
Для обслуживания ТПС. обращающегося со скоростью 140 км/ч, назначают, как правило, машинистов, имеющих первый и второй классы, и помощников машиниста, имеющих право управления локомотивом, после прохождения дополнительного медицинского и психофизиологического обследования о пригодности к этой работе. Назначение локомотивных бригад для обслуживания поездов, обращающихся со скоростью более 140 км/ч, должно быть согласовано с начальником отделения дороги (руководителем службы локомотивного хозяйства). В исключительных случаях изменения в составе этих бригад допускаются по личному разрешению начальника локомотивного депо. Маневровые и вывозные локомотивы может обслуживать один машинист по указанию начальника дороги, согласованному с главным техническим инспектором труда ЦК независимого профсоюза на этой дороге (4.1; 4.8).
Какие дополнительные устройства должны быть на локомотивах, обслуживаемых одним машинистом?
На маневровых локомотивах, обслуживаемых одним машинистом, дополнительно с помощью дистанционного управления должны обеспечиваться экстренное торможение, экстренная остановка дизеля; изменение направления движения локомотива, изменение скоростного режима дизеля, подача песка под колесные пары. На втором пульте управления или переносном пульте дистанционного управления должны быть расположены: манометр давления воздуха в тормозных цилиндрах, кнопка управления передней и задней автосцепками, кран вспомогательного тормоза, пульт управления радиостанцией, световая сигнализация сброса нагрузки. Снаружи кабины локомотива с обеих cторон устанавливают светильники с желтыми светофильтрами для сигнализации о месте нахождения машиниста и зеркала обратного вида. Включение соответствующего светильника должно производиться автоматически в зависимости от того, на каком пульте управления работает машинист.
Магистральные локомотивы, обслуживаемые одним машинистом, оборудуют устройствами, обеспечивающими экстренную остановку поезда диспетчером и сигнализирующими машинисту, находящемуся на стоянке вне кабины, о вызове его станционными командирами по радиоканалу. Кроме того, на таких локомотивах должно быть устройство автоматической остановки поезда на случай внезапной потери машинистом способности управлять им, устройство предварительной световой сигнализации перед свистком электропневматичес^эго клапана и контроля целостности тормозной магистрали. С левой и правой сторон кабины устанавливают зеркала обратного вида. Указанные локомотивы также оборудуют дополнительной сигнализацией нормального функционирования тормозных компрессоров, системой физиологического контроля бдительности машиниста и устройством, исключающим самопроизвольный уход локомотива (поезда) со стоянки при отсутствии машиниста в кабине (4.1; 4.8).
Какие требования предъявляют к локомотивным бригадам по условиям безопасности?
К должностям машиниста и помощника машиниста допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших профессиональный отбор, медицинское освидетельствование, выдержавших экзамены по Правилам технической эксплуатации железных дорог, Инструкции по сигнализации на железных дорогах, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах и прошедшие инструктаж, обучение, стажировку и проверку знаний по охране труда. Локомотивные бригады постоянно связаны с обслуживанием электрооборудования ТПС. В соответствии с Правилами технической эксплуатации и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей они отнесены к оперативному персоналу и должны иметь следующие квалификационные группы по электробезопасности:
- машинисты электровозов и электропоездов V группу;
- помощники машинистов электровозов и электропоездов со стажем работы до 3 лет — IV группу, а со стажем свыше 3 лет — V группу;
- машинисты тепловозов и дизель-поездов IV группу;
- помощники машинистов тепловозов и дизель-поездов со стажем работы до 3 лет III группу, а со стажем свыше 3 лет IV группу;
- машинисты-инструкторы локомотивных бригад электровозов и электропоездов V группу, а тепловозов и дизель-поездов IV группу (4.1; 4.8; 5.6; 6.13).
При неисправности каких защитных средств запрещено эксплуатировать локомотивы и МВПС?
Запрещено эксплуатировать ТПС с неисправными (отсутствующими) защитными средствами:
- блокирующими устройствами дверей (штор) аппаратных камер, шкафов, ящиков, панелей пульта управления, легкосъемными ограждениями электрических машин напряжением выше 42 В переменного тока и выше 110 В постоянного тока;
- заземлениями металлических кожухов электрооборудования, ограждений, конструкций для крепления токоведущих частей;
- изоляцией электропроводов;
- ограждениями механического оборудования;
- устройствами сигнализации в наличии напряжения в аппаратной камере;
- диэлектрическими перчатками и ковриками; штангами для заземления первичной обмотки тягового трансформатора (для электроподвижного состава переменного тока);
- штангами изолирующими для отключения разъединителей тяговых двигателей (одна на секцию локомотива);
- знаками безопасности труда;
- автостопом, автоматической локомотивной сигнализацией или устройством контроля бдительности машиниста локомотива;
- поездной или маневровой радиосвязью;
- прожектбром, буферным фонарем, искусственным освещеннем, сигнализаторами и индикаторами;
- средствами пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией;
- устройствами зашиты от токов короткого замыкания, перегрузки и перенапряжения, аварийной остановки дизеля (4.8).
Какие знаки безопасности труда должны быть на ТПС?
На локомотивах и моторвагонном подвижном составе должны быть следующие знаки:
«Не подниматься на крышу без заземления контактного провода» — на крышках люков или около люков и лестниц, ведущих на крышу электровоза или электропоезда;
«Не подниматься на крышу под контактным проводом» — у лестниц, ведущих на крышу тепловоза и дизель-поезда;
«Не открывать при поднятом токоприемнике» — расположенных вне аппаратной камеры ящиках электрических аппаратов и на стенках щитов измерительных приборов на напряжение свыше 42 В переменного тока и 110В постоянного тока, на кожухах подвагонного оборудования и панелях управления, не имеющих блокировок в цепях управления токоприемником; а
«Запрещается пользоваться открытым огнем» — на крышках аккумуляторных батарей;
«Электрическое напряжение» — на крышках коллекторных люков, на остове вспомогательных машин, pacположенных вне аппаратной камеры, а также на дверях и щитах аппаратной камеры, ограждениях подвагонного оборудования и панелях пульта управления, не имеющих блокировку в цепях управления токоприемников (4.8; 5.7).
Какие требования безопасности предъявляют к содержанию эксплуатируемого ТПС?
На эксплуатируемом ТПС защитные средства должны быть исправными. Работоспособность блокирующих устройств, состояние заземлений, ограждений и других средств защиты необходимо проверять перед каждым выходом ТПС из депо и пункта оборота локомотивов.
Для контроля бодрствования машиниста не локомотиве устанавливают специальные устройства. Они отражают изменение параметров электрического сопротивления кожи человека во время бодрствования и сна (дремоты). При наступлении дремоты увеличивается сопротивление кожи и устройство подает звуковой и сверхзвуковой сигнал и если машинист не реагирует на них, то включается экстренный тормоз поезда.
Для снижения до предельно допустимых уровней шума (см. табл. 3.10) и вибраций на локомотивах и МВПС должны быть применены звукоизоляция, звукопоглощение, виброизоляция и вибродемпфирование. Чтобы уменьшить шум от выпуска и всасывания дизеля тепловозов, необходимо точно отрегулировать глушители шума. Кроме этих устройств, на каждом тепловозе должны быть в запасе три пары шумоизолирующих наушников.
Пол, стены и потолок кабины и машинного отделения после проведенного ремонта или технического обслуживания должны быть восстановлены, уплотнены, особенно в местах ввода трубопроводов. Пол кабины должен быть покрыт линолеумом. В кабинах машинистов магистральных локомотивов во время движения не должно быть разрежения воздуха при закрытых окнах и дверях.
На ТПС, оборудованном системами автоматического поддержания внутренней температуры в кабине при работе отопительно-вентиляционной установки и кондиционера, должна соблюдаться температура воздуха в холодный период года в пределах 22±2°Сив теплый период 24±2°С. Для районов с жарким климатом при наружной температуре воздуха выше +35 °С в кабине машиниста температура воздуха должна быть на 10—12 °С ниже температуры наружного воздуха. На ТПС, оборудованном только отопительно-вентиляционными установками, в летнее время должна быть обеспечена подача в кабину локомотива наружного воздуха при отключенном нагревателе калорифера. Люки и дефлекторы естественной вентиляции должны регулироваться, иметь надежное уплотнение, не пропускать холодный воздух в зимний период.
На ТПС должны быту средства пожаротушения: огнетушители и пожарный инструмент (багры, ломы, топоры и ведра). На магистральных тепловозах и дизель-поездах необходимо наличие исправных установок пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации. Необходимое количество средств пожаротушения приведено в ответе на вопрос 3.3.4.
На ТПС, оборудованном умывальником, унитазом или другими санитарными устройствами, необходимо обеспечивать их чистоту. Баки этих устройств своевременно следует заполнять водой (2.19; 4.8).
Как обеспечить безопасность труда при приемке и сдаче ТПС?
Приемку и сдачу локомотивов и МВПС следует проводить в специально отведенном месте, имеющем искусственное освещение в темное время суток. До осмотра локомотив должен быть заторможен ручным тормозом или под его переднюю колесную пару с обеих сторон подложены тормозные башмаки.
В процессе приемки проверяют наличие и работоспособность всех блокирующих устройств, заземлений и ограждений, убеждаются в наличии изолирующих электрозащитных средств, проверяют сроки их испытаний.
Перед выездом (въездом) из (в) депо или ПТО локомотивов надо убедиться в том, что ворота полностью открыты и закреплены, что на подножках, лестницах, крыше локомотива (МВПС), а также в смотровой канаве нет людей. Ввод (вывод) локомотива (МВПС) в (из) депо или ПТО осуществляют по установленному для местных условий руководящему огню сигнализации данного пути и по команде одного лица — дежурного по депо или другого должностного лица, определенного в инструкции предприятия. Скорость движения при этом не должна превышать 3 км/ч. Ввод (вывод) тепловозов в (из) депо осуществляют при неработающем дизеле с питанием тяговых двигателей от постороннего источника питания или при помощи другого локомотива.
Ввод (вывод) электроподвижного состава на смотровую, ремонтную, экипировочную позиции осуществляется при питании от контактной сети или от постороннего источника тока. При наличии напряжения в контактной сети депо, ПТО или экипировочных позиций на видном месте по обоим концам позиции, а также на площадках, с которых выходят на крышу эле ктро подвижно го состава, горит красный сигнал, при отсутствии напряжения — зеленый сигнал. Перед приемкой (осмотром) электроподвижного состава на этих позициях необходимо убедиться в снятии напряжения с контактной сети по показаниям указанной сигнализации, а также по положению рукоятки привода секционного разъединителя и но наличию заземления контактной сети. При питании электроподвижного состава от постороннего источника следует перед осмотром убедиться, что питающие кабели отключены от локомотива (4.9; 6.13).
В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа - Перейти к списку документов
Полезная информация: