Многоуровневая система правового регулирования в области охраны труда
Правовые меры охраны труда
Правовые меры охраны труда
Трудовой кодекс Российской Федерации дает толкование понятию охраны труда. Охрану труда Закон определяет как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные меры.
Многоуровневая система правового регулирования в области охраны труда
Сейчас в мире действует многоуровневая система правового регулирования в области охраны труда и производственной безопасности. Уровни эти (международный, межгосударственный, государственный, межотраслевой, отраслевой и уровень предприятий) скоординированы и взаимоувязаны. На каждом из них создаются свои правовые документы, устанавливаются правила, процедуры и критерии (нормы), направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Все эти документы имеют одинаково обязательный характер для работника, деятельность которого они регламентируют, а жизнь и здоровье защищают. Правовой защите начинают уделять все более серьезное внимание.
Правовые меры устанавливаются законами, правилами, нормами, гигиеническими нормативами, регламентами, сертификатами (документами, гарантирующими безопасность) и др., а также порядком их применения. Например, работа в условиях превышения гигиенических нормативов нарушает целый ряд федеральных законов — фундаментальных правовых документов: Трудовой кодекс РФ, законы «Об охране здоровья граждан», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. Условия труда с превышением гигиенических нормативов являются основанием для использования органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора предоставленных им законом прав для применения санкций за вредные и опасные условия труда. Трудовым кодексом РФ предусмотрено право на отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья (до устранения такой опасности), за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Международные и межгосударственные правовые документы по охране труда. В настоящее время Россия участвует в многосторонних (при согласии многих стран) международных соглашениях в области охраны труда и промышленной безопасности. В результате многолетнего сотрудничества многие государства мира приобрели навыки находить общий язык, заключать договоры и международные соглашения, а главное — соблюдать принятые договоренности.
Статья 15.4 Конституции Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы страны. Если международным договором, который заключила Российская Федерация, установлены несколько другие правила, чем те, которые предусмотрены нашими законами, то применяются правила международного договора.
Основной организацией в области охраны труда и промышленной безопасности является Международная организация труда (МОТ). Многие конвенции (договоры, устанавливающие взаимные права и обязанности государств) этой организации ратифицированы (утверждены органами власти нашей страны). На основании ратифицированных конвенций в нашей стране пересматриваются устаревшие и принимаются новые законы, правительственные постановления и другие правовые документы государственного уровня.
Например, на основании документа «Конвенция о регулировании вопросов труда», принятого МОТ, в нашей стране в 1998 г. принят Федеральный закон, касающийся вопросов инспекции труда, регулирования вопросов безопасности труда, гигиены труда, производственной среды.
В основу статей Трудового кодекса Российской Федерации легли конвенции о сорокачасовой рабочей неделе, о ежегодных оплачиваемых отпусках, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работника в результате несчастного случая или профессионального заболевания при несчастных случаях на производстве, о возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях, о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров.
В области промышленной безопасности ратифицированы конвенции об обеспечении машин защитными приспособлениями, о защите работников от профессиональных заболеваний, вызываемых загрязнением воздуха, шумом и вибрацией и другими вредными факторами на рабочих местах, от риска получить травму.
Вопросы охраны труда в рамках СНГ регулируют межгосударственные нормативные документы, например, СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Общие требования».
Государственные правовые документы по охране труда. Государственные требования в области охраны труда, правила, процедуры и нормы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, содержатся в федеральных законах Российской Федерации и законах ее субъектов.
Государственные правовые документы устанавливают фундаментальные принципы политики государства в области охраны труда и промышленной безопасности. Это в первую очередь Конституция Российской Федерации (основной закон), Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ), ряд постановлений Правительства РФ.
Целями трудового законодательства в Российской Федерации являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание безопасных и благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Федеральные законы Российской Федерации. Трудовой кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой в декабре 2001 г. Вопросам охраны труда и промышленной безопасности в этом документе отведено основополагающее место. Трудовой кодекс — это документ, который вместил в себя ряд ранее отдельно существовавших документов. Например, практически все положения ранее действовавшего Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» вошли в статьи Трудового кодекса. Трудовому кодексу, ввиду важности этого правового документа, посвящена в данном учебном пособии отдельная глава (см. гл. 1.2).
Федеральные законы «Об основах обязательного социального страхования» № 165-ФЗ от 06.07.1999 г. и «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ представляют собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан (в том числе и вследствие трудового увечья или профессионального заболевания), получение медицинской помощи, санаторно-курортного лечения.
Закон регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, устанавливает основы государственного регулирования в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Действия всех федеральных законов в области охраны труда распространяются на работников, работодателей (независимо от форм собственности), членов кооперативов, студентов образовательных учреждений профессионального образования, проходящих производственную практику, и др.
Постановления Правительства Российской Федерации. Постановления Правительства РФ могут содержать положения, нормы, перечни, правовые меры, порядок финансирования, порядок предоставления компенсаций, делегирование прав и др. Примерами таких документов служат Постановления Правительства Российской Федерации:
- «О нормативно-правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» от 23.05.2000 г. № 399;
- «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» от 25.02.2000 г. № 163;
- «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при которых запрещается применение труда женщин» от 25.02.2000 г. № 162;
- «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» от 25.03.2003 г. №244 (с изменениями от 01.02.2005 г.);
- «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)» от 27.10.2003 г. № 646 (с изменениями от 01.02.2005 г.);
- «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 16.10.2000 г. № 789 (с изменениями от 01.02.2005 г.);
- «Об утверждении Порядка оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» 28.04.2001 г. № 332 (с изменениями
от 01.02.2005 г.);
- «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» 23.09.2002 г. № 695 (с изменениями от 01.02.2005
г.);
- «О новых нормах предельно-допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную» 06.02.1993 г. № 105.
Межотраслевые нормативные правовые акты. Межотраслевые нормативные правовые акты содержат основные требования охраны труда, единые для организаций всех форм собственности и организационно-правовых форм. Межотраслевые нормативные правовые акты представляют собой государственные документы, которые действуют во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся: государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) Госстандарта России, правила безопасности (ПБ) Госгортехнадзора России, Строительные нормы и правила (СНиП), санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН), руководства (Р), межотраслевые правила охраны труда (ПОТ РМ).
Государственные стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ) содержат 5 подсистем.
Организационно-методические стандарты подсистемы 0 (ССБТ) определяют цели, задачи, терминологию в области безопасности и охраны труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности, методы оценки безопасности труда.
Стандарты подсистемы 1 устанавливают требования по видам травмоопасных и вредных производственных факторов (характер действия фактора, предельно допустимые значения его параметров, методы контроля уровней; средства защиты работающих от воздействия вредных и опасных производственных факторов). В подсистему входят стандарты на общие требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, электробезопасности, радиационной, вибрационной и биологической безопасности, а также требования к защите от шума, инфра- и ультразвука, электромагнитных полей, вредных веществ, требования к воздушной среде и освещению на рабочих местах.
Стандарты подсистемы 2 устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, в том числе обладающему повышенной опасностью, и методы контроля требований безопасности.
Стандарты подсистемы 3 устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к размещению оборудования и организации рабочих мест, режимам труда, системам управления, к применению защитных средств, а также к методам контроля требований безопасности.
Стандарты подсистемы 4 устанавливают требования безопасности к эксплуатационным, конструктивным, гигиеническим показателям защитных устройств, средствам индивидуальной и коллективной защиты, методам их контроля и оценки эффективности защиты, к цветам и знакам сигнализации и др.
Межотраслевые нормативные правовые акты по охране труда также включают в себя:
- межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ) Минтруда России. Например, ПОТ РМ-016-2001 «Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок»; ПОТ РМ-007-98 «Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов»; ПОТ РМ-008-99 «Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый транспорт)»;
- гигиенические нормативы (ГН), например, ГН 1.1.725-98 «Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека»;
ГН 2.1.8/2.2.4.019-94 «Временные допустимые уровни (ВДУ) воздействия электромагнитных излучений, создаваемых системами сотовой радиосвязи»; ГН 2.2.5.686-98 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»;
- санитарные нормы (СН), например, СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»; СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»; СН 2.2.4/2.1.8.583-96 «Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки»; СН № 4557-88 «Санитарные нормы ультрафиолетового излучения в производственных помещениях»;
- санитарные правила и нормы (СанПиН), например, СанПиН 2.2.4.723-98 «Физические факторы производственной среды. Переменные магнитные поля промышленной частоты (50 Гц) в производственных условиях»; СанПиН 2.2.4.548-96 «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»; СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин»; СанПиН 2.2.4/2.1.8.05596 «Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона ЭМИ РЧ»; СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
- руководства (Р), например, Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»;
- правила безопасности (ПБ) Федеральной службы по технологическому надзору Госгортехнадзора России, например, ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»; ПБ 10-115-96 Госгортехнадзора России «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».
Отраслевые нормативные правовые акты. Отраслевые нормативные правовые акты, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти, определяют требования безопасности, являющиеся специфическими для той или иной отрасли: правила безопасности на транспорте, в добывающих отраслях, в химической промышленности и др. Они не имеют юридической силы в других отраслях. На железных дорогах и предприятиях железнодорожного транспорта охрана труда работников, безопасность и комфортность производственной среды также обеспечивается рядом отраслевых нормативных документов. Это — отраслевые стандарты, инструкции, положения, правила, сертификаты, приказы и указания по охране труда и производственной безопасности. Например, положения об организации обучения по охране труда, организации контроля над состоянием охраны труда, приказы по безопасности движения.
Отраслевые нормативные правовые акты и нормативные документы имеют следующую индексацию:
- отраслевые стандарты (ОСТ), например, ОСТ 32-9-81 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта»;
- отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), например, ПОТ РО-32-ЦВ 400-96 «Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов и рефрижераторного подвижного состава»;
- типовые инструкции по охране труда (ТИ РО).
Нормативные правовые акты предприятия. Эти акты представляют собой локальные (местные) нормативные и правовые документы, действующие только на конкретном предприятии: приказы, распоряжения или инструкции по охране труда, организации обучения и инструктажей по охране труда; организации контроля за состоянием условий и охраны труда.
Документы имеют равную правовую силу. Например, требования, заложенные в инструкции по охране труда на рабочем месте, являются столь же обязательными для работника и работодателя (для последнего — в части контроля за их выполнением), как и выполнение требований статей Трудового кодекса Российской Федерации или отраслевых правил и положений по охране труда.
Руководители производственных подразделений должны иметь комплекты действующих нормативных документов по охране труда (правил, инструкций, положений) для работников по всем профессиям и видам работ данного подразделения.
Полезная информация: