Меры борьбы с транспортным шумом и охрана труда работающих в шумоопасных профессиях
Производственный шум, ультразвук, инфразвук как негативные факторы среды
Производственный шум, ультразвук, инфразвук как негативные факторы среды
Борьба с шумом состоит из технических и организационных мер. Среди организационных мер можно отметить:
- постоянный контроль за уровнем шума на рабочих местах и в рабочих помещениях;
- проверку эффективности звукоизоляции помещений;
- разработку системы мер снижения шума до уровней, регламентированных действующими нормативами.
Среди технических мер наиболее значимы средства коллективной защиты:
- замена или модернизация оборудования для исключения шумоопасных источников или снижения интенсивности шумов от них;
- установка эффективных глушителей (рис. 3.2);
- применение эффективной звукоизоляции, кожухов (рис. 3.3), экранов.
Рис. 3.2. Схема глушителя адсорбционного типа: а — общий вид; б — поперечный разрез; 1 — трубопровод; 2 — корпус глушителя; 3 — перфорированная стенка; 4 — стеклоткань; 5 — звукопоглощающий материал
Рис. 3.3. Схема звукоизолирующего кожуха электродвигателя: 1 — корпус глушителя из звукопоглощающего материала; 2 — канал с глушителем для входа воздуха; 3 — электродвигатель — источник шума; 4 — канал с глушителем для выхода воздуха
Улучшение шумовых характеристик подвижного состава на железнодорожном транспорте достигается за счет внедрения новых технических решений, позволяющих уменьшить шум от силовой установки, вентилятора системы охлаждения двигателя, трансмиссии, колес, тормозов, кузова. Они включают широкое применение пластмасс, размещение агрегатов на шумопоглощающих элементах и амортизаторах, применение демпфирования соударяемых металлических частей, шумопоглощающих покрытий, механизмов с малошумными косозубыми редукторами.
В целях борьбы с шумом от движущихся железнодорожных составов проводят замену стыкового пути бесстыковым, применяют резиновые подрельсовые прокладки, совершенствуют тормозную систему, ограничивают скорость движения в черте городской застройки, применяют глушители шума на тепловозных силовых установках, вводят запрет на мощные звуковые сигналы. Для снижения шума внутри подвижного состава (в кабинах локомотивов и в пассажирских вагонах) проводятся конструкторские мероприятия, связанные с установкой шумоизоляции в обшивку кабин локомотивов, вагонов, совершенствуют тормозные и сцепные устройства, улучшают системы вентиляции и кондиционирования и др.
Другим направлением является расположение источников шума в цехах на максимально возможном удалении от рабочих мест, таким образом, чтобы максимальное шумовое воздействие шло в сторону от рабочего места.
В настоящее время при осуществлении санитарного надзора за подготовкой пассажирских составов начинают контролировать обеспечение соответствия показателей шума санитарным нормам. Там, где на современном техническом уровне невозможно уменьшить шум до санитарных норм, работающие должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты.
Индивидуальные средства защиты от шума:
- противошумные вкладыши (беруши);
- противошумные наушники;
- противошумные шлемы.
Существенную роль в защите работников от вредного воздействия шума и вибрации играет уменьшение времени нахождения в условиях шумового воздействия — защита временем. С этой целью применяют специально разработанные режимы труда, которые предусматривают регламентированные перерывы.
Решающая роль отводится аттестации рабочих мест, выявляющей и обосновывающей необходимость приведения условий труда по уровню шума к действующим нормативам. Зоны с уровнем шума выше 80 дБ должны быть обозначены знаками безопасности, а работающие в этой зоне должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты органов слуха. Запрещается даже кратковременное пребывание в зонах с уровнем звукового давления выше 135 дБ.
К медицинским мерам относятся предварительные и периодические медицинские осмотры. Предварительным медицинским осмотрам подвергаются лица, поступающие на работу на шумоопасные участки и с шумоопасным оборудованием. Периодические медицинские осмотры работающих в шумоопасных условиях проводят с периодичностью, которая определяется степенью превышения уровней шума относительно санитарных норм.
Полезная информация: horus tl1 биометрический терминал zkteco