Особые предписания по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами отдельных классов
Безопасность в аварийных ситуациях

Порядок действий специализированных подразделений определяется правилами и ведомственными нормативными актами. Порядок действий в конкретной аварийной ситуации напрямую зависит от свойств опасных грузов, которые для быстроты получения информации в условиях принятия неотложных мер разделены на классы и подклассы.

Класс 1 — взрывчатые материалы (ВМ). При проведении АВР с грузами этого класса необходимо учитывать их особую опасность, способность принести значительный ущерб жизни и здоровью людей, а также жилым и производственным объектам, транспортной инфраструктуре. При этом ВМ подкласса 1.1 способны взрываться всей массой под воздействием ударов, нагревания, детонации. Ударная волна, образующаяся в этом случае, приводит к разрушению подвижного состава, строительных конструкций, восстановительной и пожарной техники, поражению людей.

Тепловое воздействие на ВМ этого подкласса в условиях пожара делает вероятность взрыва практически равной 100 %. Осколки и обломки упаковок, вагонов, строительных конструкций и прочих элементов, разлетаются в зоне взрыва с большой скоростью и наносят огромный ущерб здоровью людей, жилым и производственным постройкам. Опасны также газообразные продукты взрыва (монооксид углерода, оксиды азота, фосфора, цианид водорода).

ВМ подклассов 1.2 (не взрывающиеся массой) и 1.3 (пожароопасные, не взрывающиеся массой) характеризуются опасностью разбрасывания, загорания, но не создают опасности взрыва массой. ВМ подклассов 1.4 (не представляющие значительной опасности), 1.5 (очень нечувствительные) и 1.6 (чрезвычайно нечувствительные) представляют значительно меньшую опасность, так как вероятность взрыва очень низка даже при их воспламенении или инициировании.

Класс 2 — газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением. При проведении АВР необходимо учитывать, что содержимое емкостей (цистерн, баллонов) находится под избыточным давлением. Оно значительно повышается с увеличением температуры, что может привести к разгерметизации емкости или даже ее разрушению. Поэтому цистерны со сжиженными и сжатыми газами должны быть охлаждены независимо от природы газа.

Если произошла разгерметизация цистерны и утечка горючего газа с плотностью тяжелее воздуха, во избежание создания взрывоопасной концентрации и мощного взрыва или объемного воспламенения выходящий газ (на основании письменного уведомления специалистов и под их контролем) поджигают при интенсивном охлаждении котла цистерны и дают ему выгореть.

При утечке ядовитых (токсичных) газов для изоляции газа следует создать водяную завесу.

При повреждении крытого вагона (контейнера), груженого баллонами со сжатыми или сжиженными газами, его необходимо вскрыть, избегая искрообразования. Проверка исправности баллонов, наличия утечки и степени загазованности осуществляется с соблюдением предусмотренных аварийной карточкой мер безопасности. Неисправные баллоны должны быть удалены на расстояние не менее 100 м от железнодорожного пути, зданий и сооружений. До полного выхода газа необходимо установить охрану и наблюдение.

Порожние цистерны из-под воспламеняющихся сжиженных газов представляют повышенную опасность, и обращение с ними должно исключать возможность повреждения котла, так как после падения избыточного давления в объеме котла может образовываться взрывоопасная смесь газа с воздухом. В условиях пожара порожние цистерны прогреваются с большой скоростью, и из-за повышения давления возможны их разгерметизация или разрушение.

Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости. Общим свойством грузов этого класса в случае утечки является способность создавать над поверхностью горючую концентрацию паров при любых температурах окружающей среды выше температуры вспышки. Горючая концентрация паров может распространяться от места возникновения на расстояние более 2 км, а низкие температуры самовоспламенения паров приводят к их воспламенению от нагретых тел и поверхностей. Кроме того, насыщенные пары ЛВЖ (особенно подкласса 3.1) с повышением температуры окружающей среды создают в цистерне значительное давление, способное привести к ее разгерметизации.

Поэтому перед тем, как приступить к работе с цистернами, содержащими ЛВЖ, необходимо убедиться в их герметичности и в том, что они не нагреты. Части цистерн, подвергшиеся нагреванию в зоне теплового воздействия пожара, длительное время дают значительное тепловое излучение, вследствие чего создают опасность ожогов. Кроме того, разогретые цистерны (особенно верхние их части, не имеющие контакта с жидкой фазой) могут явиться причиной возгорания паровой фазы при сдвиге с места подвижного состава сильным рывком из-за перемещения жидкой фазы и гидроудара.

Поэтому при работе восстановительных средств с цистернами необходимо предусматривать возможность немедленной отцепки тяговой техники и отвод ее на безопасное расстояние. Противопожарные средства при этом должны находиться в полной готовности. При повреждении цистерны с ЛВЖ, сопровождающемся утечкой, необходимо принять все меры для устранения утечки, отвести цистерну на безопасное расстояние и перелить содержимое в порожнюю цистерну.

Если при утечке ЛВЖ возникает пожар, то необходимо на пути горящей жидкости построить земляную запруду, потушить пожар или поддерживать контролируемое горение до полного выгорания вытекающей жидкости.

При проведении АВР с нагретыми цистернами, содержащими ЛВЖ, необходимо принять меры для их интенсивного охлаждения водой до температуры окружающей среды и устранению утечки паровой и жидкой фаз.

В начальной стадии пожара, сопровождающейся взрывами и мощным тепловым излучением, личный состав, участвующий в ликвидации последствий аварийной ситуации, не должен приближаться к емкостям и должен находиться на расстоянии от них не менее 200 м с использованием различного рода местных укрытий от воздействия ударной волны.

Порожние цистерны с остатками ЛВЖ содержат взрывоопасные пары. При наличии источника зажигания может произойти взрыв паровоздушной смеси.

Класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества; самовоспламеняющиеся вещества; вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой. При тушении пожаров с грузами подкласса 4.1 необходимо учитывать возможность самовозгорания — вторичных очагов возгорания (при недостаточном увлажнении груза). После окончания тушения таких грузов должен быть установлен контроль. Если в аварийную ситуацию попали вагоны с опасными грузами подкласса 4.2, следует обратить внимание на то, что некоторые из них (фосфор желтый, металлоорганические соединения) способны самовозгораться при контакте с кислородом воздуха. Возгорания избежать практически невозможно. При горении образуются токсичные вещества. Продолжение работ допустимо только после тушения пожара огнетушащими веществами, указанными в аварийной карточке.

Грузы подкласса 4.3 характеризуются высокой активностью по отношению к воде. Взаимодействие с водой может носить характер взрыва. В ходе химической реакции образуются воспламеняющиеся (горючие) газы. Кроме того, многие грузы этого подкласса являются горючими. Эти особенности необходимо учитывать, проводя работы вблизи водоемов, рек, в дождливую погоду или зимой.

Класс 5 — окисляющие вещества, способные при нагревании разлагаться с образованием кислорода, что способствует развитию пожара в условиях аварийной ситуации. Они образуют с горючими веществами смеси, способные самовозгораться в момент их образования или при наличии источника зажигания либо образовывать токсичные вещества при контакте с неорганическими веществами. Поэтому необходимо убрать от места россыпи или разлива горючие вещества.

Класс 6 — ядовитые вещества. Необходимо учитывать, что вещества подкласса 6.1 способны вызывать отравления, заболевания при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей. Особенно опасны легколетучие вещества, так как при аварийных ситуациях возможно создание опасных концентраций, приводящих к отравлению не только в зоне аварийной ситуации, но и на значительном расстоянии от нее. Многие грузы подкласса 6.1 являются горючими и при горении образуют газообразные токсичные вещества (цианид водорода, фосген, хлороводород, оксиды азота и др.). При пожаре нагревание приводит к испарению и разложению негорючих и малолетучих ядовитых грузов, что повышает опасность отравления.

Класс 7 — радиоактивные вещества. Особого внимания требуют транспортные аварийные ситуации, сопровождающиеся сильным ударом или мощным огнем, которые могут привести к потере защитных свойств и разгерметизации радиационной упаковки или создать условия для самоподдерживающейся цепной реакции.

При перевозках упаковок с радиоактивными веществами излучение от радиационного груза может быть значительным, поэтому аварийные работы при выпадении упаковок из вагонов необходимо выполнять с соблюдением минимального времени пребывания работника в аварийной зоне и максимального расстояния от источника.

При радиационных транспортных авариях необходимо учитывать следующие опасные факторы:

- при разрушении радиационной упаковки наличие радиоактивных веществ в окружающей среде;

- наличие подвергшихся радиоактивному загрязнению лиц;

- наличие загрязненных обломков транспортных средств, грунта. Некоторые радиоактивные вещества обладают токсичными свойствами и создают опасность при их вдыхании.

Нарушение целостности радиационных упаковок, содержащих большое количество радиоактивного вещества, может оказать серьезное воздействие на здоровье населения на территориях, прилегающих к зоне радиационной транспортной аварии.

Если авария сопровождается пожаром, то увеличивается вероятность рассеяния радиоактивных веществ, что необходимо учитывать при выборе средств индивидуальной защиты.

Класс 8 — едкие и (или) коррозионные вещества. При непосредственном контакте эти вещества вызывают повреждения живой ткани, а при утечке и просыпании — повреждение и даже разрушение упаковки перевозимых грузов или транспортных средств. Некоторые грузы этого класса являются горючими веществами, образующими при горении токсичные продукты, оказывают окисляющее действие, воспламеняя горючие вещества (материалы).

Все правила и меры безопасности при тушении пожара на подвижном составе (см. п. 5.7) должны быть соблюдены и в том случае, если в аварийной ситуации получили повреждение вагоны с опасными грузами, где произошло возгорание. Дополнительные требования связаны с необходимостью оперативного рассредоточения подвижного состава, его эвакуации, защиты подвижного состава, примыкающего к пожару, охлаждения выведенных из зоны пожара железнодорожных вагонов, в том числе вагонов-цистерн.

При тушении пожаров с веществами, обладающими ядовитыми и едкими (коррозионными) свойствами, и применении в качестве огнетушащего средства воды должны быть приняты меры против попадания этих веществ на слизистые оболочки и кожные покровы людей, занятых в ликвидации аварии.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: