Система управления и организация работы по охране труда
Задача управления охраной труда

        Основные задачи, решение которых обеспечивает управление охраной труда, следующие: профессиональный отбор с точки зрения пригодности но безопасности труда для отдельных специальностей; повышение эффективности обучения безопасности труда, а также пропаганды охраны труда; обеспечение безопасности производственного оборудования, процессов, зданий, сооружений, помещений, территории промышленного предприятия; нормализация санитарно-гигиенических условий труда; своевременное обеспечение работающих соответствующими условиями труда и качественными средствами индивидуальной защиты; оптимизация режимов труда и отдыха; улучшение лечебно-профилактического и санитарно-бытового обслуживания работающих.
        Профессиональный отбор и профессиональная ориентация направлены на выявление лиц, которые по уровню развития психофизиологических качеств наиболее полно соответствуют требованиям конкретных специальностей. Прежде всего отбор должен проводиться для работ с вредными условиями труда, повышенными физическими и нервно-эмоциональными нагрузками в соответствии с межотраслевыми методическими рекомендациями по Психофизиологическому отбору. Работа по профессиональному отбору обычно возлагается на отдел кадров. Обучение работающих безопасности труда проводится в соответствии с ГОСТ 12.0.004—79 "ССБТ. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения" и с учетом "Типового положения о кабинете охраны труда". С этой работой непосредственно связана пропаганда по охране труда, осуществляемая с помощью печати {особенно в виде плакатов), радио, телевидения, кинофильмов, диафильмов, викторин, лекций и бесед с работающими по актуальным и злободневным для предприятия вопросам охраны труда. Правильно поставки ленная работа по пропаганде постоянно поддерживает интерес к охране труда, заостряет внимание на потенциально опасных и аварийных ситуациях, популяризирует средства обеспечения безопасности. Обучение на предприятиях возглавляется отделом технического обучения, а по пропаганде — охраны труда.
        Безопасность производственного оборудования и процессов должна обеспечиваться разработкой и внедрением новых, более совершенных технологий, а также реконструкцией действующих с целью устранения имеющихся недостатков по охране труда и приведения оборудования и процессов в соответствие с требованиями стандартов ССБТ и другой НТД по безопасности труда. Безопасность зданий, сооружений, помещений и территории предприятия обеспечивается содержанием их в постоянно исправном состоянии, проведением ремонтов в установленные сроки, их реконструкцией и заменой. Работа по безопасности оборудования и процессов выполняется отделами главного конструктора, технического контроля, главного механика, энергетика, метролога, охраны труда, санитарно-промышленной лабораторией и профкомом. Отдел капитального строительства обеспечивает безопасность зданий, сооружений, помещений и территории предприятия при участии отделов охраны труда, материально-технического снабжения, главного механика и инженера пожарной безопасности.
        Нормальные санитарно-гигиенические условия труда обеспечиваются путем предупреждения возможности превышения установленных стандартами ССБТ и санитарными нормами допустимых уровней опасных и вредных производственных факторов, устранения их источников, стабилизации работы и повышения эффективности средств коллективной защиты. Работу по нормализации этих условий возглавляет орган управления, а ее ведут лаборатория научной организации труда и управления, отделы охраны труда, главного механика, технолога, энергетика, санитарно-промышленная лаборатория и профком.
        Обеспечение средствами индивидуальной защиты включает выявление их потребности в соответствии с фактическими условиями труда, действующими Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви, и других средств индивидуальной защиты; затребование этих средств через органы материально-технического снабжения; выдачу их в индивидуальном порядке работающим; организацию химчистки, стирки и ремонта. Работу выполняет отдел материально-технического снабжения предприятия совместно с отделом охраны труда и профкомом.
        Оптимизация режимов труда и отдыха Предусматривает введение специальных режимов для работ, на которых необходимо ограничить время контакта с опасными и вредными производственными факторами в течение смены, увеличить время отдыха между сменами и длительность отпуска. Поэтому режимы прежде всего вводятся для работающих во вредных условиях труда, с чрезмерными физическими и нервно-эмоциональными нагрузками.
        Наряду с этим на предприятии определяются работники, которым по условиям труда, профессиям и работам в соответствии с действующим законодательством должны предоставляться дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Их списки составляются администрацией предприятия, согласуются с профкомом и прилагаются к коллективному договору.
        Предоставление указанных льгот и установление режимов труда и отдыха не заменяют работу по улучшению условий труда. Орган управления охраной труда организует всю указанную работу, которую возглавляет отдел организации труда и заработной платы или лаборатория научной организации труда и управления при участии отдела охраны труда и профкома.
        Нормализация санитарно-бытового обслуживания заключается в определении потребности в санитарно-бытовых помещениях, устройстве и обеспечении ими работающих согласно нормам СНиП в содержании их в процессе эксплуатации в надлежащем техническом н санитарном состоянии.         Это обслуживание, являющееся на пищевых предприятиях необходимым санитарно-гигиеническим средством, предусматривает устройство гардеробных, душевых, умывальников, комнат личной гигиены женщин, помещений для кормления грудных детей, приема пищи, для обезвреживания, сушки, обеспыливания одежды, прачечных, туалетов, обогрева рабочих.
        Главная роль в улучшении санитарно-бытового обслуживания принадлежит органу управления охраной труда, который при участии профкома возглавляет работу в этой области отделов охраны труда, материально-технического снабжения, капитального строительства.
        Лечебно-профилактическое обслуживание особенно актуально для пищевых предприятий из-за специфических условий труда, связанных с воздействием на работающих повышенных температур и влажности, вредных газов и пыли, шума, вибрации, физических и нервно-эмоциональных нагрузок (монотонности, ограничения двигательной активности и т. п.).
        Наряду с медико-санитарными мерами, физкультурными паузами и другими традиционными видами лечебно-профилактического обслуживания на пищевых предприятиях широко внедряются комнаты психологической разгрузки. Они предназначены для снятия утомления, повышения общего тонуса работающих в течение смены. Комнаты располагаются непосредственно в цехах, что при необходимости позволит работающему в течение 5— 7 мин пройти курс психологической разгрузки. Например, на Московском экспериментальном кондитерско-булочном комбинате «Черемушки» такая комната площадью около 15 м3 за счет расположенного по стенам панно летнего березового леса, стереофонической записи пения птиц, кондиционирующей установки и ионизатора воздуха, уютно оформленного чайного стола создает впечатление чаепития на свежем воздухе. Это за указанный промежуток времени обеспечивает положительное эмоциональное воздействие на посетивших комнату, восстанавливает их работоспособность, улучшает самочувствие.
        В последнее время на предприятиях начали действовать центры внутрисменного психофизиологического воздействия, снижающие или устраняющие отрицательное влияние вредных производственных факторов. Центры включают комнаты восстановительных мероприятий повышенной и малой интенсивности, а также пассивного отдыха. В первой функционирует ряд массажеров и испапдеров разных типов (для ног, стоп, рук), устройств для гимнастических упражнений лежа и сидя. Применяется принцип эффективного восстановления противодействием, т. е. для выполняющих работу стоя все комплексы упражнений предусматривают использование тренажеров, расслабляющих опорно-двигательный аппарат, а упражнения выполняются только сидя или лежа.
        Комната восстановительных мероприятий малой интенсивности предназначена для работающих, нуждающихся в использовании средств пониженной двигательной активности. В ней применяется самомассаж мышечных групп шеи, плечевого пояса, спины и других частей тела, выполняются упражнения с помощью тренажеров и различных амортизаторов. В комнатах обеспечиваются благоприятные микроклиматические условия, включая ионизацию воздуха, применяется светоцветовое и индивидуальное музыкальное сопровождение, соответствующее выполняемым упражнениям.
        В комнате пассивного отдыха наряду с созданием благоприятных параметров микроклимата на посетителей оказывается эмоциональное воздействие с помощью функциональной музыки, витаминных напитков и кислородных коктейлей. Центры способствуют повышению производительности труда и снижению заболеваемости.
        Работа по лечебно-профилактическому обслуживанию на предприятии выполняется медико-санитарными частями, отделами охраны труда и профкомами.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: