Меры безопасности при эксплуатации объектов работающих под давлением
Причины взрывов баллонов и обеспечение безопасности при их эксплуатации, транспортировании и храпении

        На пищевых предприятиях применяются разнообразные баллоны (рис. 30), предназначенные для хранения, перевозки и использования сжатых (азот, воздух, кислород, сероводород), сжиженных (аммиак, сернистый ангидрид, диоксид углерода, фреон) и растворимых (ацетилен) газов под давлением 0,6—15 МПа. В связи с этим их взрывы представляют опасность независимо от того, содержат баллоны горючий или негорючий газ.


Баллоны для сжатых до 15 МПа кислорода, воздуха, диоксида углерода


Pиc 30. Баллоны для сжатых до 15 МПа кислорода, воздуха, диоксида углерода (а), растворенного при давлении до 1,9 МПа ацитилена (6) и сжиженного при давлении до 1,6 МПа пропан-бутана (в):
1— днище; 2 — спорный   башмак;    3 — корпус;   4 — горловина;  5 —  клапан;
6 — колпак;   7 — пористая масса;   8 — паспортная   табличка;   9 — подкладываемые кольца

        Причины взрывов можно разделить на общие для всех баллонов, а также на специфические для отдельных из них. К общим относятся: удары или падения баллона, особенно при высоких или низких температурах, так как в первом случае резко возрастает давление в баллоне за счет нагревания содержащегося в нем газа, а во втором — материал, из которого сделан баллон, приобретает свойство хрупкости; переполнение баллона сжиженным газом без оставления свободного нормированного объема около 10% всего объема баллона; нагрев баллона солнечными лучами пли другими источниками, что приводит к увеличению давления в нем выше допустимых значений. В частности, npи повышении температуры с Ш до 50°С заполненного полностью баллона с аммиаком давление в нем возрастает с 0,6 до 62 МПа, что приводит сю к разрыву, так как для аммиачных баллонов допустимее давление 10 МПа; ошибочное использование баллона, например, наполнение кислородного баллона метаном; быстрое наполнение баллона, сопровождающееся резким нагревом газа и, как следствие, увеличение давления, которое при температуре 45°С не должно превышать рабочее более чем на 10 %.
        Специфические причины, присущие кислородным баллонам: попадание масла на внутренние области вентиля, применение необезжиренных прокладок, а также замасливание поверхности баллона, так как в результате окисления масла может произойти его воспламенение и взрыв; наличие ржавчины или окалины в баллоне, при движении которых могут возникнуть искры и накапливаться статическое электричество с последующим новообразованием, могущим вызвать взрыв кислорода в баллоне; быстрый отбор газа из баллона, что может вызвать искрообразование в струе кислорода; присущие ацетиленовым баллонам: низкое качество или осадок пористой массы (древесный активированный уголь); недостаток ацетона в баллоне; применение оборудования {редукционных клапанов, трубопроводов), содержащих более 70% меди, при контакте с которой ацетон вступает в химическую реакцию с большим выделением теплоты; быстрый отбор газа из баллона, что может вызвать вынос ацетона, который при расходе ацетилена 1,7 м3/ч и более не должен превышать допустимый, разный 20 г/м3 газа.
        Ацетилен в обычных баллонах (без пористой массы) взрывается при давлении более 0,1 МПа. Поэтому для снижения его взрывоопасности и повышения предельного давления заполнения баллонов применяются стальные баллоны заполненные пористой массой, пропитанной ацетиленом. Это позволяет в баллоне объемом 40 дм3 растворять в ацетоне 7,5 м3 ацетилена при давлении 2 МПа.
        Взрывы баллонов от ударов, падений предупреждаются путем увеличения их прочности за счет использования специальных материалов и способов изготовления, контроля качества изготовления, снабжения предохранительными колпаками и опорными башмаками, соблюдение?: правил транспортирования и эксплуатации. Для изготовления баллонов применяют бесшовные трубы из углеродистой стили,  для баллонов низкого давления (до 3 МПа} допускается применение сварных баллонов.
        Для предупреждения взрывов из-за неправильного заполнения или быстрого отбора газа баллоны снабжаются вентилем, через который происходит наполнение и удаление газа. Для защиты вентиля от повреждений он закрывается металлическим колпаком. К вентилю присоединяется редукционный клапан, обеспечивающий отбор газа с более низким давлением, чем в баллоне. Для каждого вида баллонов используются специально предназначенные для содержащегося в нем газа редукционные клапаны. Они имеют 2 манометра, расположенные один — на стороне высокого, а другой—низкого давления. Понизительная камера редуктора снабжена манометром и предохранительным клапаном, отрегулированным на максимальное рабочее давление, предусмотренное для емкости, в которую отбирается газ.
        Для предупреждения неправильного использования баллонов, предназначенных для разных газов, вентили имеют разную резьбу (для кислорода и инертных газов — правую, горючих — левую, а для ацетона — хомут), что исключает присоединение к ним редукционных клапанов. Кроме того, баллоны маркируются, т.е. окрашиваются в разный цвет, снабжаются соответствующими надписями и полосами.
Таблица 8


Маркировка баллонов


Маркировка баллонов, наиболее широко применяемых на пищевых предприятиях, приведена в табл. 8.
        Для предупреждения перегрева при хранении баллонов на открытом воздухе они должны быть защищены от солнечных лучей, а также от воздействия атмосферных осадков. При эксплуатации в помещениях баллоны не должны располагаться на расстоянии менее 1,5 м от отопительных приборов и газовых плит и менее 5 м от печей и других источников открытого огня.
        Для обеспечения и контроля нормального состояния баллонов они освидетельствуются на заводах, заполняющих их газом.
        При эксплуатации баллонов не допускается их полное опорожнение. Если остаточное давление в баллонах меньше 0,05 МПа, а для ацетиленовых—не менее 0,05 и не более 0,1 МПа, они не принимаются заводом для наполнения.
        Баллоны, особенно наполненные газом, вследствие значительной массы могут явиться причиной травм из-за падения на обслуживающий персонал. Поэтому должны соблюдаться установленные меры предосторожности при хранении, транспортировании и эксплуатации баллонов.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: