Охрана труда и меры безопасности при ликвидации аварийных ситуаций
Безопасность в аварийных ситуациях

Аварийная ситуация — условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной среды. К аварийным ситуациям относятся также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

Предупреждение травматизма, отравлений и заболеваний работников железнодорожного транспорта при ликвидации последствий железнодорожных транспортных аварий и при производстве аварийно-восстановительных работ (АВР) — обязательное требование.

Основным контингентом работников, выполняющим АВР, является штат восстановительного поезда, но к этим работам при необходимости могут быть привлечены работники других подразделений железнодорожного транспорта.

В обязательном порядке, прежде чем приступить к ликвидации последствий железнодорожных транспортных происшествий, проводится инструктаж по безопасному ведению работ и правилам пожарной безопасности со всеми работниками, задействованными в АВР, включая привлеченных лиц. Инструктаж проводится, исходя из конкретных условий, из сложившейся ситуации.

Работники, задействованные в проведении АВР, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты и средствами связи.

В месте проведения работ должны быть установлены и ограждены опасные зоны. Они должны быть обозначены знаками опасности, освещены. Должны быть приняты меры по соблюдению безопасных приемов работы (особенно вблизи контактной сети), меры пожарной безопасности, меры, обеспечивающие минимальный ущерб природе.

Средствами индивидуальной защиты являются защитные комбинезоны, обувь, рукавицы, респираторы, противогазы. Для защиты органов дыхания и зрения рабочих от воздействия вредных веществ в виде газов, паров, пыли, дыма и тумана в зонах химического заражения или в зонах с наличием токсичных продуктов горения предназначены фильтрующие и изолирующие противогазы. Каждая марка противогазов имеет свое назначение. Противогазами надлежит пользоваться в соответствии с указаниями инструкции по их эксплуатации.

Средства связи — приемо-передающие радиоустройства, громкоговорящие средства связи, переносные и мобильные телефоны — предназначены для координации восстановительных работ и управления ими, для своевременного предупреждения о возможном возникновении опасной ситуации, для обеспечения безопасности работ.

Ограждение места работ на путях производят соответствующими сигналами в зависимости от вида, объема, степени опасности и места работ при расчистке железнодорожных путей от завалов на перегонах и станциях. Ограждение места работ выполняют в соответствии с «Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации».

Сигналы могут быть следующие:

- остановки;

- уменьшения скорости;

- сигнальный знак «С» подачи звукового сигнала локомотивом, моторвагонным и специальным самоходным подвижным составом.

Руководитель работ обязан провести инструктаж работников о порядке ограждения места работы, о необходимости наблюдения за движением поездов, о своевременном прекращении работы и сходе с пути, если по соседнему пути открыто движение.

До начала работ выставляют сигналы остановки или уменьшения скорости, сигнальные знаки «С» и сигналистов. Для предупреждения работающих о приближении поезда по соседнему пути, при работах на одном из путей двухпутного участка, независимо от того, какими сигналам ограждено место работ, по соседнему пути устанавливают знаки «С».

Места работ, не ограждаемые сигналами остановки или уменьшения скорости, для предупреждения работающих о приближении поезда, ограждают с обеих сторон знаками «С». Знаки «С» устанавливают на расстоянии 500—1500 м от границ участка производства работ, а на перегонах, где обращаются поезда со скоростью более 120 км/ч, — на расстоянии 800—1500 м.

Машинист поезда при подходе к знаку «С» обязан подать оповестительный сигнал — один длинный громкий гудок.

В случае использования работниками пути электрического и пневматического инструментов, ухудшающих слышимость, руководитель работ дает заявку на выдачу предупреждений на поезда об особой бдительности и подаче оповестительных сигналов при приближении к месту работ. Кроме того, устанавливают оповестительную сигнализацию. При отсутствии такой сигнализации руководитель работ обязан выставить сигналиста.

Схемы ограждений мест работы, требующие остановки поезда, снижения скорости и не требующие уменьшения скорости движения поездов, определяются «Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации». Место производства работ на перегоне, требующее остановки поезда, и место внезапно возникшего препятствия ограждают сигналами остановки независимо от того, ожидается поезд или нет.

Перед началом работ, выполняемых в темное время суток, во время тумана, метелей, когда видимость составляет менее 800 м, принимают дополнительные меры по обеспечению безопасности работающих на путях. В этом случае необходимо дать заявку для выдачи предупреждений на поезда об особой бдительности и подаче оповестительных сигналов при приближении к месту работ, выставить сигналистов с обеих сторон от места работ. Схема установки сигналов уменьшения скорости и сигнальных знаков «Начало опасного места», и «Конец опасного места» определяются «Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации» в зависимости от руководящего спуска и максимальной допустимой скорости движения поездов на перегоне. На рельсы, кроме того, укладывают петарды. Петарды охраняются сигналистами, которые должны находиться на расстоянии 20 м от первой петарды в сторону места работы и иметь ручные красные сигналы. Расстояния между петардами указываются в той же Инструкции.

При работах на путях и стрелочных переводах станций руководитель работ делает соответствующую запись в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети о месте и времени производства работ. Дежурный по станции после ознакомления с записями руководителя работ дает указания дежурным по постам, сигналистам, дежурным стрелочных постов, составителям, а через них машинистам локомотивов и работающим на станции о недопустимости заезда на те или иные пути или участки путей, об уменьшении скорости или соблюдении особой бдительности при следовании по путям, где производится работы; о предстоящем пропуске поездов и маневровых передвижениях заблаговременно ставит в известность руководителя работ.

Участки со скоростью движения поездов более 120 км/ч считаются скоростными. Перед началом работы руководитель проводит инструктаж об особенностях производства работ на таких участках, разъясняет необходимость заблаговременного ухода с места работ на расстояние не менее 4 м от пути, указывая при этом, что поезд, движущийся со скоростью 140 км/ч, проходит за 1 с расстояние 39 м.

При производстве работ, требующих ограждения сигналами остановки, путевые бригады снабжаются переносными телефонами или радиостанциями. Переносные телефоны или радиостанции руководители используют для уточнения времени проследования скоростного поезда, для подачи заявки на выдачу предупреждения об ограничении скорости движения поездов при необходимости выполнения непредвиденных работ.

В случае, когда скоростной поезд не проследовал по расписанию, не разрешается приступать к работе до уточнения с поездным диспетчером времени его проследования. Руководители работ и путевые обходчики на участках со скоростным движением должны иметь при себе часы, сверенные с часами дежурного по станции.

Место производства работ на перегоне, требующее остановки поезда, и место внезапно возникшего препятствия ограждают сигналами остановки, независимо от того, ожидается поезд или нет.

Опасные зоны при авариях, границы опасных зон. Опасная зона — зона аварии, в пределах которой имеется угроза поражения от взрыва, пожара, отравления, облучения, ожогов, обморожения людей и животных. Нахождение посторонних лиц в границах опасных зон плюс 5 м не допускается.

К зонам действия опасных факторов относятся участки: вблизи неизолированных токоведущих частей электроустановок; вблизи неогражденных перепадов высотой 1,3 м и более от поверхности земли, пола, платформы, площадки, над которыми производятся работы; в местах перемещения машин; в местах, где присутствуют вредные вещества в концентрациях выше предельно допустимых; в местах, над которыми происходит пересечение грузов, поднимаемых грузоподъемными кранами.

Любые выемки в грунте в местах возможного доступа людей в пределах рабочей зоны должны быть закрыты или ограждены знака -ми опасности.

Границы опасных зон при авариях вблизи работающих машин определяются пространством, в пределах которого происходит перемещение элементов завала и необходимое при этой работе маневрирование. При появлении в зоне работ вредных газов проводится анализ воздушной среды. В случае превышения ПДК вредных веществ производство работ в данном месте следует остановить и продолжить их только после нормализации показателей воздушной среды. ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны (мг/м ) определяет ГОСТ 12.1.005-88. Их превышение создает опасность для человека. Замерами концентраций вредных веществ по границам опасной зоны и сопоставлением их значений с ПДК уточняют границы опасной зоны.

Контроль содержания вредных веществ производится газоанализаторами с индикаторными трубками.

При организации восстановительных работ следует установить опасные зоны и обозначить их знаками опасности и надписями установленной формы.

Меры по соблюдению работниками безопасных приемов работы. Участники АВР могут оказаться в зоне работы подъемного и накаточного оборудования (кранов, тягачей, тракторов, бульдозеров, домкратов, накаточных башмаков). Эта категория работников должна следовать специальным правилам и предупреждениям.

На грузоподъемных кранах вывешиваются предостерегающие надписи: «Не стой под стрелой и грузом», «Остерегайся поворотной части крана», «Работа вблизи ЛЭП запрещается», «Подниматься на крышу крана под проводам контактной сети запрещается» и др.

Груз (обычно элемент завала), который перемещает тяговая техника, не всегда находится в свободном состоянии. Чаще всего он зажат или сцеплен с другим. При вынужденном рывке тяговой техники могут произойти обрыв троса, выброс или излом приспособления, соединяющего трос с перемещаемым оборудованием. В рабочей зоне не должны находиться люди, и в этом руководитель работ и водитель обязаны убедиться, прежде чем начать движение. Руководитель работ подает сигнал начала движения и остановки техники. Перешагивать через трос, соединяющий тяговую технику и груз, категорически запрещается.

Участникам АВР запрещено находиться в рабочей зоне при кантовании подвижного состава и грузов с высоких насыпей.

При освобождении рельсов от подвижного состава работники не должны находиться вблизи места работ, так как возможен выброс рельса в сторону.

Проезд людей на тракторах вне кабины не допускается. При движении тракторов по пересеченной лесистой местности окна и двери кабины должны быть закрыты.

При применении домкратов и накаточных башмаков (для установки на рельсы сошедшего подвижного состава) работники должны находиться с торцевой стороны подвижного состава. Колесные пары подвижного состава, находящиеся на рельсах, должны быть подклинены деревянными клиньями, так как металлические клинья и подкладки легко выскальзывают из-под колесных пар и могут травмировать близко стоящих людей.

Газорезчикам при работе запрещено смотреть на открытое пламя без средств защиты глаз.

Газопламенные работы в завалах (например, газовую резку металла) разрешается выполнять на расстоянии не менее 10 м от переносных генераторов и газовых баллонов и на расстоянии не менее 5 м от кислородных баллонов; использовать бензорезы можно на расстоянии не менее 5 м от бачков с жидким горючим.

При эксплуатации, хранении и перемещении кислородных баллонов должны быть обеспечены меры, исключающие соприкосновение кислородных баллонов, редукторов, вентилей и шлангов со смазочными материалами, а также одеждой и обтирочными материалами, имеющими следы масел.

Безопасность работников при перевозке техники к месту аварии и ее разгрузки. Не допускается нахождение работников в кабине тракторов, тягачей, бульдозеров во время движения поезда при доставке их на платформах восстановительного поезда к месту аварии. Особые меры предосторожности необходимо соблюдать зимой при снятии брезента с тяговой техники, когда подвижной состав стоит на путях, оборудованных контактной сетью. Эта работа производится только под наблюдением руководителя работ.

Работы на электрифицированных участках. На электрифицированных участках перед началом восстановительных работ с применением грузоподъемных кранов, тягачей, тракторов и другой техники должно быть снято напряжение с контактного провода на весь период работы. После получения информации о снятии напряжения контактную сеть на участках работы следует заземлить в возможно короткий срок. Запрещается:

- приближение людей к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;

- приближение людей к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам на расстояние менее 8 м;

- прикосновение к электрооборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы;

- работа с длинными токопроводящими предметами (штангами, проволокой) при расстоянии от концов этих предметов до ближайших частей контактной сети, находящихся под напряжением, менее 2 м.

При обслуживании электроустановок, в том числе и используемых для сварочных работ, должны соблюдаться требования «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Межотраслевых правил безопасности при эксплуатации электроустановок».

Освещение места выполнения работ. Освещение места выполнения работ производится мощными светильниками от переносной электростанции с напряжением 220 В. Переносные электростанции должны надежно заземляться.

Необходимые меры безопасности во время пожара. Во время пожара в зоне восстановительных работ возникают внутренние напряжения в металле, поэтому растаскивание вагонов, грузов и конструкций должно производиться с большой осторожностью.

Не разрешается людям находиться вблизи торцовых стенок нагретых цистерн с жидкостями ввиду возможного выбивания стенок и выплескивания содержимого.

До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих грузов, крыши вагонов, стенок локомотива, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети, разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети на расстояние меньше 2 м.

Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.

Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 7 м от контактной сети, находящейся под напряжением, допускается любыми средствами пожаротушения (огнетушителями) без снятия напряжения. При этом необходимо следить за тем, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети на расстояние менее 2 м.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: