Охрана труда в условиях повышенной опасности
Грузоподъемные краны. Техническое освидетельствование кранов

Здесь же записывают разрешение на дальнейшую эксплуатацию (при удовлетворительных результатах испытаний) и срок следующего освидетельствования.

Если во время технического освидетельствования выявлены опасные дефекты, кран должен быть остановлен, а в паспорт крана внесена соответствующая обоснованная запись.

Органами Госгортехнадзора рекомендуется следующий порядок; определяющий этапы и практические пути технического освидетельствования применительно к мостовым кранам.

Контроль организации надзора за кранами. Проверяются:

а) содержание паспорта и наличие в нем записей о регистрации крана и подписи ответственного (на время проверки) за исправное состояние крана. Работа незарегистрированного крана должна быть запрещена, а кран опломбирован, о чем делается соответствующая запись в паспорте. Об этих мерах принудительной остановки уведомляют администрацию;
б) есть ли журнал периодических осмотров крана, а также содержание записей: выполнение графика осмотров крана и подкрановых путей;
в) есть ли на кране вахтенный журнал; содержание записей крановщиков и администрации;
г) по документам и путем опроса — знания обслуживающсro персонала (крановщиков, машинистов и их помощников строиальщиков, зацепщиков, слесарей, электромонтеров), удостоверения и производственные инструкции, а также соответствие этих инструкций Правилам;
д) соответствие материалов, примененных для ремонта кранов, требованиям Правил;
е) сертификаты на канаты и цепи, соблюдение правил о сроках осмотра чалочных приспособлений и тары (по журналу учета), которые выборочно осматриваются; фактическое состояние, маркировка и пригодность для выполняемых работ.

Контроль соблюдения правил при работе кранов. Проверяется соблюдение администрацией предприятия, цеха или участка и обслуживающим краны персоналом выполнения требований Правил, в частности:

а) обеспечены ли меры, исключающие управление краном необученными лицами, перегрузку кранов, выход рабочих на подкрановые пути во время работы кранов;
б) наличие сигнальщика, если зона, обслуживаемая краном, не обозревается;
в) безопасность при подъеме и перемещении грузов; исключение пребывания людей в опасной зоне, косого натяжения канатов, запрет поддерживать грузы руками и др.;
г) безопасность при необходимости выхода людей на подкрановые пути во время ремонтных работ;
д) способы правильной обвязки и зацепки грузов, транспортируемых кранами;
е) наличие в цехе или на участке схем обвязки (зацепки) грузов; плакатов по безопасному выполнению работ кранами.

Осмотр места установки крана. Осмотр крана следует начать (при отключенном рубильнике) с осмотра места его установки (в цехе или на площадке).

При этом необходимо:

а) проверить наличие на кране надписей, указывающих его грузоподъемность, регистрационный номер и дату назначенного освидетельствования. Эти надписи должны быть хорошо видны с пола (земли) и строго соответствовать данным, внесенным в паспорт;
б) осмотреть рубильник, подающий напряжение на главные троллейные провода (гибкий кабель), обратив внимание на то, свободен ли подход к нему, имеются ли ограждения токоведущих частей, а также устройства для закрывания рубильника на замок в отключенном положении;
в) проверить правильность расположения главных троллейных проводов относительно кабины крана, посадочной площадки, лестниц, переходов и др. и убедиться в, невозможности случайного прикосновения к ним. В соответствии с «Правилами устройства электроустановок» главные троллейные провода должны находиться от уровня пола или земли на расстоянии: при напряжении до 500 В — не меньше 3,5 м, а в проезжей чести — не меньше 6 м; при напряжении выше 500 В — во всех случаях не меньше 7 м. Уменьшать указанные расстояния допускается только тогда, если троллейные провода ограждены от случайного прикосновения;
г) убедиться, что кран, передвигающийся по рельсам, установлен с соблюдением размеров, указанных в Правилах;
д) убедиться; что место работы крана хорошо освещено;
е) проверить, имеется ли свободный проход по цеху для лиц управляющих кранами с пола, и не загромождены ли места, где обвязывают и укладывают грузы.

Осмотр галерей, площадок и лестниц. При осмотре галерей, площадок и лестниц, расположенных вне крана, следует установить:

а) соответствуют ли устройство и ограждение посадочных площадок и галерей, расположенных, вдоль подкранового пути, требованиям Правил;
б) исключен ли как с пола цеха, так и через балконы, окна, проемы в стенах и т. п. доступ на подкрановый путь, не имеющий галерей, отвечающих требованиям Правил;
в) установлен ли безопасный спуск крановщиков при вынужденной остановке крана не у посадочной площадки в цехе, где работают краны и отсутствуют проходные галереи вдоль подкранового пути.

Осмотр крана. Все основные (расчетные) элементы-металлоконструкций крана осматриваются, чтобы выяснить, нет ли трещин и других повреждений.

У кранов мостового типа трещины могут появиться в нижних (растянутых) поясах ферм, в местах перехода пояса от одного сечения к другому, в местах сопряжения ферм с концевыми балками, в сварных швах.

При проверке состояния металлоконструкций особо ответственных кранов, например, кранов большой грузоподъемности, кранов, транспортирующих расплавленный металл, может быть применен метод магнитной и ультразвуковой дефектоскопии.

Если в металлоконструкциях обнаружены трещины,следует установить и устранить их причину, уведомить об этом управление округа (инспекцию) Госгортехнадзора, где кран зарегистрирован.

Если причина. трещин — недостатки конструкции или изготовления крана, администрация предприятия, помимо уведомления управления округа (ннспекции) Госгортехнадзора, представляет рекламацию заводу-изготовителю.

Обязательна проверка надежности крепления кабины.

Блочная подвеска крюка разбирается, крюк и все детали его крепления, а также оси блоков очищаются от грязи, пыли и масла и тщательно осматриваются.

При осмотре кованых и штампованных крюков следует убедиться в наличии клейма завода-изготовителя с указанием грузоподъемности, в отсутствии трещин и волосовин на поверхности зева и нарезной части; проверить величину износа зева крюка. Вновь установленные крюки к работе без клейма не допускаются. Учитывая, что крюки обрываются, главным образом, в местах перехода шейки в нарезную часть (по первым ниткам резьбы), следует осмотреть эти места очень тщательно в лупу.

Осматривая подвеску крюка в собранном виде, нужно проверить, есть ли стопорное устройство крюка и надежно ли оно, а также опробовать вращение крюка на шариковой опоре.

При осмотре пластинчатых крюков -следует убедиться в отсутствии трещин на пластинах и деталях подвески, особенно на серьгах.

У клещей и захватов для груза проверяется состояние осей шарниров, надежность их, крепления и состояние насечки на губках.

У грейферных кранов проверяется соответствие веса и емкости грейфера (с учетом насыпного веса переваливаемого материала) грузоподъемности крана. Грейферы с ручным устройством для замыкания челюстей к работе не допускаются.

Осматриваются установленные на кране канаты:

а) нет ли повреждений; для этого канат осматривается участками по 1 — 1,5 м. Если обнаружены оборванные проволоки или поверхностный износ, то пригодность каната к дальнейшей работе определяется в соответствии с «Нормами браковки стальных канатов». Проверяется также участок, огибающий уравнительный блок;
Предыдущая Вперед





Полезная информация: