Охрана труда в условиях повышенной опасности
Грузоподъемные краны. Некоторые требования надежности и безопасности кранов

Некоторые требования надежности и безопасности кранов

Все грузоподъемные краны, грузозахватные органы и приспособления должны изготовляться, содержаться и эксплуатироваться в полном соответствии с утвержденными Госгортехнадзором «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» и государственными стандартами. В соответствии с этими Правилами за качество проекта, изготовления, монтажа и ремонта кранов и съемных грузозахватных органов несут ответственность организации, выполнявшие эти работы.

Койструирование, изготовление и эксплуатация кранов ведутся с учетом некоторых изложенных ниже требований. Количество звеньев и кинематических пар должно быть минимальным, а усилия между ними — распределяться равномерно. В схемах следует предусматривать дополнительную подвижность элементов, которая нужна для компенсации перекосов, износа и упругих деформаций; Эти и другие меры предотвращают или сводят к минимуму вероятность опасных повреждений и тем более ситуаций, создающих угрозу для обслуживающего персонала или других машин. Сама по себе конструкция узлов и деталей должна исключать их монтаж в неправильном порядке или положении. В конструкции кранов предусматриваются высокая надежность механизма подъема, долговечность тормозных шкивов и накладок, безотказность действия предохранительных устройств, исключающие возможность их несрабатывания из-за поломки отдельных деталей, задания контактов, коротких замыканий в электрических цепях и т. п., а также отклонений, связанных с неточностью срабатывания.

Другие меры призваны обеспечивать надежность работы механизма передвижения, в частности ходовых колес. Мост и тележка должны иметь опорные детали, отстоящие от рельса не более чем на 20 мм на случай поломки валов, осей или ходовых колес, и буфера, входящие во взаимодействие с упорами в конце подкранового или подтележечного пути. Важное значение придается устройствам, исключающим столкновение кранов, действующих на одном подкрановом пути, а также перемещение ветром кранов, работающих на открытых площадках.

Особые требования предъявляются к изготовлению кранов, работающих во взрывоопасной среде. Они выполняются во взрывобезопасном исполнении, обусловленном свойствами среды, по техническим заданиям заказчика и техническим условиям на проектирование таких машин. В ходе изготовления, сборки, обкатки деталей и узлов кранов необходимо предъявлять высокие требования к соблюдению ГОСТов и технических условий.

Каждый изготовленный кран должен быть принят отделом технического контроля, снабжен паспортом и документацией, предусмотренной соответствующими государственными стандартами или техническими условиями на изготовление. Реконструкция кранов для увеличения пролета или повышения грузоподъемности может быть разрешена органами Госгортехнадзора при условии, если возможность этой реконструкции подтверждается заключением на основании расчетов.

Установка кранов разрешается без ведома органов Госгор:технадзора, а эксплуатация только после регистрации и технического освидетельствования.

Для свободного доступа ко всем механизмам и электрооборудованию, расположенным на кранах вне кабины, для удобства и безопасности их обслуживания устраиваются галереи и площадки. У кранов с трансмиссионным приводом ширина прохода на галерее должна быть не менее 500 мм от перил до выступающих частей тележки. Ширина площадки со стороны расположения троллей — не менее 400 мм. Галереи, расположенные на мосту, а также концевые балки ограждаются с внешней стороны перилами высотой 1 м со сплошной зашивкой по низу.

Некоторыми заводами-изготовителями выпущены краны, у которых механизмы передвижения,, а иногда и шкафы с электрическими сопротивлениями располагаются непосредственно на галерее — на проходной ее части. Это нарушение снижает оперативность ухода за кранами, создает небезопасные условия труда. В таких случаях на галереях кранов (ввиду сложности их переустройства) у механизмов передвижения моста устраивают обходные площадки.

Люки в настилах галерей и ремонтных площадок снабжены откидными крышками. Крышки не должны иметь ручек, выступающих над поверхностью, и не быть тяжелыми. Случалось, что крановщики при спуске с галереи в кабину управления не удерживали тяжелых крышек и травмировали себе голову или руки. Конструкция должна предусматривать угол между крышкой люка в открытом положении и настилом в сторону, куда открывается крышка, не более 75 град. Можно также заменить откидные крышки шторными, отодвигающимися.

Размер люков, предназначенных для выхода на галереи и ремонтные площадки, должен быть не менее 500x500 мм.

Тележка крана в направлении движения имеет с обеих сторон огражденные, в соответствии с Правилами, площадки, с которых обеспечивается свободный доступ к механизмам и безопаcное выполнение работ при их обслуживании.

Кабина для обслуживания главных троллейных проводов и токосъемников обычно подвешивается к галерее со стороны механизма передвижения моста и должна иметь лестницу для удобного и безопасного спуска в нее. Крышка люка в эту кабину должна запираться.

Грузозахватные органы, приспособления и тара

Грузовые крюки по форме бывают однорогими и двурогими, изготовляются коваными и штампованными. Размеры и основные параметры кованых и штампованных крюков должны соответствовать одному из следующих государственных стандартов:

— ГОСТ 6627 — 74 «Крюки однорогие. Заготовки. Конструкция и размеры»;
— ГОСТ 6628 — 73 «Крюки двурогие. Основные параметры и размеры»;
— ГОСТ 12840 — 68 «Крюки с предохранительными замками»;
— ГОСТ 6119 — 75 «Крюки пластинчатые, однорогие и двурогие».

На грузоподъемных механизмах при нагрузке свыше 3 т крюки изготовляются вращающимися на шариковых закрытых опорах.

Грузовой крюк
Рис. 1. Грузовой крюк с устройством, замыкающим его зев.

Все крюки должны иметь клеймо с указанием грузоподъемности, а при поставке их отдельно от грузоподъемной машины — и паспорт с указанием номера, грузоподъемности, материала и результатов испытания на прочность. Литые крюки на грузоподъемных кранах не применяются.

Испытывают крюки на прочность после изготовления в течение 10 мин нагрузкой, превышающей номинальную на 25%. После испытания на них не должно быть остаточной деформации, трещин, надрывов.-Износ крюка в зеве не должен превышать 10% от первоначальной высоты сечения.

Крепление кованого или штампованного крюка; а также вилки пластинчатого крюка в траверсе исключает самопроизвольное свинчивание гайки, для чего она должна быть укреплена стопорной планкой. Стопорение гайки посредством штифтов, шплинтов и стопорного болта не допускается. Чтобы предотвратить самопроизвольный выход съемного грузозахватного приспособления из зева крюка, грузовые крюки кранов, перемещающих грузы в бадьях, контейнерах и другой таре, в соответствии со ст. 92 Правил; снабжаются предохранительным устройством, замыкающим зев (рис. 1). Это требование распространяется на те случаи, когда опущенный груз может находиться в неустойчивом положении или не виден из кабины машиниста крана.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: Вы можете ознакомиться с ценой кран-балки 3 и 5 тонн на сайте завода изготовителя