Охрана труда в условиях повышенной опасности
Грузоподъемные краны. Грузозахватные органы, приспособления и тара

Такие устройства не обязательны для крюков портальных кранов, а также кранов, предназначенных для транспортировки расплавленного металла или жидкого шлака.

Нарушение требования о предохранительных устройствах на грузовых крюках может привести к серьезным последствиям.

Бригадир заливщиков вместе с выбивщиком литья с помощью серьги весом 1150 кг зачаливали отливку. Когда серьга, подвешенная к крюку электромостового крана, коснулась земли, чалочная цепь провисла, вставленный в петлю вместо специальной закладки анкерный болт вывалился, ничем не придерживаемая серьга упала и травмировала рабочего.

При перегрузке кованых и штампованныx крюков случается, что они обрываются в местах перехода от цилиндрической части в резьбовую. Сначала с противоположных сторон появляются малозаметные трещины, которые при недостаточном контроле за состоянием крюка увеличиваются и переходят в круговые. При этом в результате даже совсем небольшой нагрузки крюк обрывается.

Такая авария произошла на одном предприятии. Электромостовой кран транспортировал заформованные и залитые опоки. Подвешенный к крану груз оборвался и упал на пол цеха. Расследованием было установлено, что в технологических картах не были указаны вес заформованных опок и, форм с отливками и номера кранов, которыми можно транспортировать этот груз. В результате кран систематически и длительное время перегружался.

Особое внимание следует уделять надзору за состоянием грузоподъемных крюков, используемых для транспортировки раскаленного или жидкого металла, шлака, и соблюдать сроки и порядок их проверки.

Грейфер предназначен для перегрузки сыпучих и кусковатых материалов (руды, угля, известняка, песка) и других подобных грузов. Конструкция грейфера должна быть такой, чтобы он самопроизвольно не раскрывался. Грузоподъемность грейфера определяется перед применением его для перевалки груза (данного вида, сорта) взвешиванием материала после пробного зачерпывания. При этом вес грейфера с зачерпнутым грузом не должен превышать грузоподъемности крана.

Номинальную емкость грейфера согласно ГОСТ 8572 — 69 выбирают из следующего ряда, м3:

0,4; 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,2; 1,6; 2,0; 2,5; 3,2; 4,0; 5,0; 6,3; 8,0.

Грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием завода-изготовителя, номера, собственного веса, вида материала, для перевалки которого грейфер предназначен, наибольшего допустимого веса зачерпнутого материала. Изготовляемые отдельно от крана грейферы, кроме указанной таблички, снабжаются паспортом, содержащим все данные о нем, предусмотренные типовым паспортом крана. Если такая табличка с характеристикой грейфера по какой-либо причине отсутствует, она должна быть восстановлена.

Электрические грузовые магниты рассчитаны на напряжение у источника питания 110 — 600 В, имеют круглую или прямоугольную форму. В корпусе магнита размещаются соленоидные катушки, защищенные плитой, чтобы поднимаемый груз их не повредил (рис. 4).

Электромагниты применяют на кранах, питающихся постоянным током. Питание магнитов на кранах, действующих от переменного тока, осуществляется через преобразователи. Ток к грузовому электромагниту подводится гибким кабелем, который навивается на барабан, установленный на тележке крана. Подъемная способность электромагнита снижается при высоких температурах перемещаемых грузов. В процессе работы электромагнита не исключены случаи перерывов в снабжении электроэнергией, поэтому во избежание несчастных случаев зона действия магнита ограждается с установкой предупредительных знаков: «Проход запрещен — работает электромагнит».

Съемные грузозахватные приспособления и тара на предприятиях и в строительных организациях, как требуется

Правилами, изготовляются централизованно по чертежам, нормалям, технологическим картам или индивидуальным чертежам и заявкам цехов и участков, их эксплуатирующих.

Съемные грузозахватные приспособления обязательно должны иметь клеймо или прочно прикрепленную металлическую бирку, на которой указаны номер, грузоподъемность и дата испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения указывается при угле между ветвями 90 град., а стропов целевого назначения, предназначенных для подъема определенного груза, — при угле между ветвями, принятом при расчете.

Техническое освидетельствование. Правила предусматривают, что съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи и др.) после изготовления или ремонта до передачи их в работу подлежат техническому освидетельствованию лицами, ответственными за качество изготовления или ремонта. При техническом освидетельствовании все съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи и др.) осматриваются и испытываются нагрузкой, в 125 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. У стропов и цепей, которые состоят из одной или нескольких ветвей, имеющих на концах связующее кольцо, испытывается каждая ветвь в отдельности нагрузкой, на 25% превышающей грузоподъемность этой ветви с учетом угла развода ветвей 90 град. Сборное кольцо испытывается нагрузкой, на 25% превышающей грузоподъемность грузозахватного приспособления.

Статическое испытание всех грузозахватных приспособлений должно проводиться в течение 10 мин с помощью груза или же специального приспособления, пресса, позволяющих изменить нагрузку в необходимых пределах. Результаты испытания считаются удовлетворительными при отсутствии трещин, разрывов и остаточных деформаций.

Тара при техническом освидетельствовании тщательно осматривается и, как и грузозахватные приспособления, заносится в цеховой журнал учета и периодических осмотров. Испытывать тару грузом не обязательно.

Эксплуатация и хранение. В процессе эксплуатации все съемные грузозахватные приспособления и тару необходимо периодически осматривать. В цехе на участки должны быть назначены лица, ответственные за периодические осмотры грузозахватных приспособлений и тары, правильное их хранение, исправное состояние и своевременную отбраковку. Периодические осмотры съемных грузозохватных приспособлений и тары должны проводиться:

через каждые 6 месяцев при осмотре траверс и коромысел;
через 1 месяц при осмотре клещей, других захватов и тары;
через каждые 10 дней урн осмотре стропов.

Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары следует обязательно заносить в журнал учета периодических осмотров. Альбом чертежей, документы, удостоверяющие качество деталей приспособлений, хранятся у лица, ответственного за периодический осмотр и исправное, их состояние.

В случае выбраковки или сдачи в ремонт грузозахватных приспособлений и тары, а также после ремонта ответственный за осмотр должен сделать соответствующую запись в журнале учета и периодических осмотров. При аварийном выходе грузозахватного приспособления или тары из. строя составляется акт с указанием причин аварии. Акт с мероприятиями по предупреждению аварий должен храниться у ответственного за периодические осмотры, правильное хранение и исправное состояние грузозахватных приспособлений и тары.

Администрация обязана выделить место для хранения грузозахватных приспособлений и тары. Приспособления необходимо располагать в таком порядке, который обеспечил бы удобство получения для работы и возврата. На месте хранения должен быть полный ассортимент приспособлений в соответствии с технологией производства, а также крючья, оттяжки и другие приспособления, необходимые для обеспечения безопасной зацепки, транспортировки и отцепки грузов. При этом громоздкие приспособления следует хранить на специальных опорах, обеспечивающих удобство и безопасность зацепки их на крюк крана и отцепки. Администрация цеха обязана определить место хранения отбракованных приспособлений, нуждающихся в ремонте, а также принять меры, исключающие возможность их использования.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: