Охрана труда в условиях повышенной опасности
Грузоподъемные краны. Тормоза и противоугонные устройства. Приборы и устройства безопасности

Правила требуют, чтобы цепи, применяемые на грузоподъемных машинах и для изготовления стропов, имели свидетельство завода изготовителя об их испытании в соответствии с государственным стандартом, по которому они изготовлены.

Коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в грузоподъемных машинах, по отношению к разрушающей нагрузке, должен быть не менее 5 при машинном приводе и не менее 3 — при ручном.

Коэффициент запаса прочности грузовых сварных и штампованных цепей и цепей-стропов по отношению к разрушающей нагрузке не должен быть меньше величины, указанной в табл. 3.

Коэффициент запаса прочности грузовых сварных и штампованных цепей

Износ звена сварной цепи допускается не более 10% первоначального диаметра.

Цепи пепытываются нагрузкой, превышающей их номинальную грузоподъемность в 1,25 раза. После испытания ставится клеймо или закрепляется бирка с указанием номера и грузоподъемности.

Барабаны и блоки. Барабаны в механизмах подъема служат для навивки на них канатов при подъеме грузов и представляют собой полые цилиндры с гладкой (в случаях многослойной навивки каната) поверхностью или нарезными винтовыми канавками. Ручьи способствуют не только правильной укладке каната, но и увеличивают поверхность соприкосновения барабана и троса.

Реборды барабана должны возвышаться над верхним слоем навивки не менее чем на два диаметра каната, а для цепей не менее чем на ширину звена. Канатоемкость барабана должна быть такой, чтобы при самом низком положении грузозахватного органа (крюка, грейфера и т. д.) на барабане оставались навитыми не менее 1,5 витка каната, не считая витков под зажимным устройством.

Диаметр барабана или блока, огибаемого сварной цепью, должен быть:
у грузоподъемных машин с ручным приводом не менее 20-кратного калибра цепи;
у грузоподъемных машин с машинным приводом не менее 30-кратного калибра цепи.

Блоки-в механизмах подъема служат для придания канату нужного направления и создания .системы полиспастов. Конструкция блоков должна обеспечивать наЪивку канатов и исключать их выпадение из ручьев.

ТОРМОЗА И ПРОТИВОУГОННЫЕ УСТРОЙСТВА

Надежность эксплуатации тормозов "обеспечивает безопасность грузовых, транспортных, монтажных и> других работ, выполняемых с помощью кранов. На кранах механизмы подъема должны быть снабжены тормозами нормально замкнутого типа, автоматически размыкающимися при включении привода. На механизмах передвижения тормоза должны устанавливаться у грузоподъемных машин с машинным приводом в случаях, если:
машина предназначена для работы на открытом воздухе;
машина, предназначенная для работы в помещении, передвигается по пути, уложенному на полу;
машина (тележка), предназначенная для работы в помещении на надземном ' рельсовом пути, перемещается со скоростью более 30 м/мин.
Больше всего распространены в крановом хозяйстве колодочные и ленточные тормоза. По принципу действия они подразделяются на автоматические и управляемые. Автоматические приводятся в действие при помощи электромагнита, который, включаясь одновременно с электродвигателем, освобождает тормозной шкив от колодок или ленты — растормаживает систему.

Особое значение придается устройству тормозных систем и надзору за их состоянием на механизмах подъема кранов, транспортирующих раскаленный или жидкий металл, шлак, ядовитые и взрывчатые вещества, кислоты. Механизмы подъема таких кранов должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими независимо друг от друга.

Если на приводе два и больше тормозов, коэффициент запаса торможения каждого из них должен быть не менее 1,25. У механизма подъема с двумя приводами на каждом должно быть установлено не менее чем по одному тормозу с тем же запасом торможения. В случае применения двух тормозов на каждом приводе, если у механизма два и больше приводов, коэффициент запаса торможения каждого тормоза должен быть ие менее 1,1 (под коэффициентом запаса торможения понимается отношение момента, создаваемого тормозом, к статическому моменту, создаваемому наибольшим рабочим грузом на тормозном валу).

Тормоза механизма передвижения кранов с электрическим приводом должны автоматически срабатывать (замыкаться) при срабатывании концевых выключателей или исчезновении тока. Состояние и исправность тормозов контролируется ежесменно. В ходе эксплуатации кранов накладки тормозных колодок изнашиваются, что приводит к увеличению зазоров между ними и шкивами, а следовательно, и к увеличению времени и пути торможения. Чтобы избежать этого, величину зазоров систематически регулируют вручную. Рекомендуется применение приспособлений, автоматически регулирующих зазоры при износе накладок, которые усложняют конструкцию, но вместе с тем решают важные задачи — создание постоянных зазоров между трущимися поверхностями и длительную эксплуатацию тормозов без регулировки.

Краны, действующие на открытом воздухе, передвигающиеся по рельсовым путям, в соответствии с Правилами, должны оборудоваться противоугонными устройствами. Если в качестве такого устройства используется рельсовый захват, то его конструкция должна позволять закреплять кран на всем пути передвижения. Мостовые краны могут не оборудоваться противоугонными устройствами, если при действии на них ветра, принимаемого по ГОСТ 1451—77 для нерабочего состояния крана, запас удерживающей силы равен не менее 1,2. При устройстве противоугонных средств с машинным приводом следует иметь в виду, что они должны иметь конструкцию, позволяющую приводить нх в действие и вручную.

ПРИБОРЫ И УСТРОЙСТВА БЕЗОПАСНОСТИ

Для предупреждения аварий и несчастных случаев механизмы мостовых кранов с электрическим приводом должны быть оборудованы концевыми выключателями для автоматической, остановки механизмов.

Концевой выключатель на механизме подъема предназначен для автоматического отключения электродвигателя при подходе грузозахватного органа н крайнее верхнее положение. Правилами предусмотрена установка его таким образом, чтобы после остановки грузозахватного органа при подъеме без груза зазор между грузозахватным органом и упором был не менее 200 мм.

Если на кранах имеется два подъема (главный и вспомогательный), оба они обязательно оборудуются концевыми выключателями. Принцип действия рычажного концевого выключателя типа КУ-133 на механизме подъема состоит в следующем: при подъеме грузозахватного органа в верхнее положение выше установленного уровня горизонтальная площадка, закрепленная на блочной подвеске, упирается в груз, подвешенный к рычагу выключателя, и поднимает его. Под тяжестью контргруза рычаг выключателя меняет свое положение и размыкает контакты. При этом катушка контактора подъема (постоянный ток) и катушка линейного контактора (переменный ток) обесточится, двигатель остановится, тормоза наложатся на тормозной диск — движение прекратится. Предположим, что кран работает без концевого выключателя на механизме подъема. При управлении таким краном не исключены случаи подъема блока до упора с тележкой.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: Приобретайте блок колесо крана на сайте компании ПТЭ-кран