Охрана труда в условиях повышенной опасности
Грузоподъемные краны. Тормоза и противоугонные устройства. Приборы и устройства безопасности

Создается предельная нагрузка на канат, канат обрывается, и блочная подвеска падает.

Такой случай произошел на одном из строящихся предприятий, Новый чугунолитейный цех уже работал, и на подкрановом пути одного из его пролетов, кроме двух действовавших электромостовых кранов, монтировался еще один. При этом был грубо нарушен выбор места и порядок работ. Монтаж крана подходил к концу, уже действовали механизмы подъема, передвижения моста и тележки. Но ни на одном из механизмов не было еще концевых выключателей. В кабине крана находилось несколько рабочих. Один из них стеклил кабину и случайным движением включил комэндоконтроллер механизма подъема. Блочная подвеска медленно поползла вверх. Но никто этого не заметил. Грузовой канат оборвался, и огромная блочная подвеска, упав с большой высоты, травмировала рабочего.

Очень редко, но все же, случается, что канаты обрываются и блочные подвески падают, даже если на механизме подъема есть концевой выключатель. Обычно это бывает при одновременной работе на кране двух механизмов подъема. Скажем, крановщик выполнил работу механизмом малого подъема, и его грузовой крюк, освобожденный от груза, находится еще в крайнем нижнем положении. В это время понадобился более мощный механизм. Подана команда. И вот оба крюка механизма подьема в движении: малый — вверх, большой — вниз. При этом все внимание крановщика обращено на опускаемый крюк большого подъема и предстоящее зачаливание к нему груза. А тем временем крюк малого подъема бесконтрольно движется вверх. В последний момент, осознав или увидев обстановку, крановщик, спасая положение, пытается мгновенно перевести контроллер включения механизма малого подъема в нулевое положение или использовать контрток для торможения. В первом случае он может впопыхах перевести контроллер через ноль в положение спуска, во втором он делает это сознательно. В обоих случаях тормоза расторможены, но блочная подвеска по инерции достигает упора, грузовой канат обрывается и подвеска падает на пол цеха, где находятся люди, ожидающие опускания крюка механизма большого подъема для зачалки к нему груза.

Как же должен поступить крановщик в данной обстановке? Он обязан вывести крюк одного подъема вверх на высоту, не ожидая срабатывания концевого выключателя, установить кочт- роллер в нулевое положение, а затем опустить крюк другого механизма подъема вниз.

Концевые выключатели типа КУ-131 и КУ-132 устанавлиаются на механизмах передвижения крана и тележки. Одни концевые выключатели, установленные на мосту крана, ограничивают передвижение тележки в обе стороны при подходе ее в крайнее положение, другие ограничивают передвижение мостового крана вдоль цеха или подход одного крана к другому. При эом выключатели механизма передвижения крана и тележки должны устанавливаться, когда скорость перед подходом их к упорам превышает 32 м/мин. Устанавливаются они так, чтобы двигатель отключался на расстоянии до упора, равном не менее половины пути торможения. Концевые выключатели на кране должны проверяться каждую смену и без груза. Периодически следует проверять прочность их крепления. При этом необходимо обращать внимание на затяжку винтов, крепление кулачковых шайб, исправность выключающих упоров, линеек и рычагов. Изношенные детали следует сразу же заменять новыми.

Запрещается пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки любых механизмов.

У магнитных кранов электрическая схема должна быть выполнена так, чтобы при снятии напряжения с крана контактами приборов и устройств безопасности напряжение с грузового электромагнита не снималось. Исключение допускается для контакта блокировки люка.

Даже самый опытный крановщик в силу каких-то непредвяденных, иногда не зависящих от него обстоятельств, может допустнть ошибку. Но она не приведет ни к аварии, ни к несчастному случаю: автоматическое устройство предупредит их. Вот один из таких примеров.

Вдоль пролета сталелитейного цеха медленно движется электромостовой кран. К его крюку подвешен тяжелый груз. Но что случилось? Кран проследовал место, к которому должен подвезти груз. Подкрановый рабочий недоумевает, пытается связаться с крановщиком, кричит ему, но кран продолжает двигаться и, дойдя до тупика, плавно останавливается. Оказалось, что машинист, управляющий краном, потерял сознание, а механизмы продолжали работать. При подходе крана в крайнее положение сработал концевой выключатель и обесточнл кран. Не будь концевого выключателя, авария была бы неизбежна, возможно, пострадал бы и человек.

Мы рассмотрели случай, когда кран двигался в сторону торцевой стены здания. Но он мог двигаться и в сторону других кранов, работающих с ним на одном подкрановом пути. Эго практически безопасно. Установленные на мостах кранов конечные выключатели и линейки при подъезде на определенное расстояние встретились бы. Линейки, упершись в свободно вращающиеся ролики на рычагах выключателей и изменив их положение, обесточили бы двигатели, и краны неизбежно остановились бы. Однако несмотря на то, что на кранах установлены приборы безопасности, нарушения могут привести к аварии и нeсчастному случаю.

На одном предприятии электромостовой кран перед сдачей смены был остановлен в центре пролета для уборки (кран для этого должен останавливаться у посадочной площадки). Крановщик, находясь на мосту. крана, обдувал пыль с галерей и механизмов шлангом, подключенным к трубопроводу сжатого воздуха. Соседний кран двигался на предельно высокой скорости и толкнул этот кран. Крановщик упал между главными балками и повис на шланге. Несчастный случай не произошел лишь потому, что шланг оказался короче высоты падения.

Блокировочные устройства. Безопасность людей, занятых в крановом хозяйстве, обеспечивается также блокировочными устройствами, которые автоматически снимают напряжение с открытых токоведущих частей, и обесточивают кран. Обычно для этой цели используются простейшие концевые выключатели типа ВК. На электромостовых кранах они устанавливаются на люках выхода из кабины, на дверях в торцевых ограждениях галерей ,

Крановщик перед выходом из кабины на галерею крана должен выключить главный рубильник — обесточить кран. Если крановщик не выключил почему-либо рубильник, а блокировка отсутствует, то это создает опасность поражения током. Назначение блокировочного устройства и состоит в том, чтобы исключить эту опасность в подобной ситуации.

Выход из кабины на мост крана — через люк в настиле галереи. Установленный на люке выключатель при открывании крышки разрывает электрическую цепь и обесточивает троллеи. Такое же назначение блокировочного устройства на дверях в, торцевых ограждениях галерей кранов. Электрической блокировкой должна быть снабжена и дверь входа в кабину мостового крана, чтобы исключить работу крана при открытой двери.

Нулевая блокировка. Во всех схемах управления двигателями на кранах предусмотрена нулевая блокировка. Она разрешает включить линейный контактор и подать напряжение к контроллерам при выводе всех контроллеров в нулевое положение. Если это условие окажется невыполненным и какой-либо из контроллеров не будет поставлен в нулевое положение, то контактор защитной панели не включится, и механизм не будет произвольно приведен в движение.

Однако практика показывает, что при нарушении правил безопасности, даже если есть автоматическая блокировка, может произойти несчастный случай.

Например, по пролету цеха с подвешенными к крюку отливками движется электромостовой кран. В это время по подкрановому пути ему навстречу идет на смену крановщик. Поравнявшись с краном, он без всякого предупреждения открывает дверь в торцевом ограждении и выходит на галерею. Что при этом происходит? При открывании дверей срабатывает блокировка. Кран останавливается. Но он передвигался на высокой скорости, и подвешенный к нему груз. в силу инерции проходит за счет косого натяжения каната сначала вперед, затем делает обратное движение — груз качнулся, А в цехе в этом же пролете работали люди — и.несчастный случай стал неизбежным.

Концевые выключатели и блокирующие устройства эффективны только при небольших скоростях. Если скорость превышает 80 м/мин, рычажные концевые выключатели не могут служить надежной защитой. В этих случаях применяются другие системы ограничения движения, в частности, фотоэлектрический автостоп, предназначенный для безопасной остановки мостовых кранов, двигающихся навстречу друг другу на высокой скорости. Автостоп приводится в действие при сближении кранов на расстояние, равное сумме наибольших тормозных путей. Этот прибор может применяться в основном в закрытых помещениях. Другая система остановки кранов, двигающихся друг другу навстречу, выполнена с использованием радиолокационных датчиков, с помощью которых при сближении на опасное расстояние краны обесточиваются.

Краны мостового типа должны быть оборудованы, ограничителями грузоподъемности, которые не допускают их перегрузку более чем на 25%.

Если грузоподъемные краны управляются из кабины, с пульта или дистанционно, то они снабжаются механическим или электрическим сигнальным прибором.

Электрические сигнальные приборы подключаются к сети так, чтобы при отключении электрооборудования грузоподъемной машины они оставались под напряжением. При ножном - приводе электрического сигнала на него подается напряжение не выше 36 В; корпус кнопки сигнала обязательно заземляется.

Требованиями органов Госгортехнадзора предусмотрена также световая сигнализация. Это лампы красного цвета, установленные по обе стороны кабины и включающиеся при выходе из нее кpaновщика.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: Цены мостовых кранов от завода в городе Красноярске интересны рынку