Охрана труда в условиях повышенной опасности
Грузоподъемные краны. Площадки, галереи, лестницы и оградительная техника

Автоматическая блокировка гарантирует работу с закрытой дверью, предупреждает выпадение человека из кабины в ходе эксплуатации, а также исключает посадку и выход «на ходу» (при незапертой двери).

Кабины электрических кранов помещаются под галереей моста и сообщаются с ней лестницей. При этом расположение лестницы в кабине не должно мешать работе крановщика. На тех кранах, где кабина мала и стеснена оборудованием и аппаратурой управления, лестницу выхода на галерею, если позволяют условия, рекомендуется выносить наружу, за пределы кабины. Такая практика на некоторых предприятиях оправдывает себя.

В необычных условиях работают краны, занятые в копровых цехах по разделке металлического лома с помощью электромагнитов и бойных шаров. Кабины таких кранов должны иметь надежную зашивку понизу, защищающую кабину и крановщика от металлических осколков. В этом случае открытая часть кабины должна заполняться стойким, прозрачным материалом.

Все краны, работающие на открытом воздухе, должны иметь утепленные, зашитые со всех сторон и застекленные кабины Летом в них устраиваются солнцезащитные козырьки, а зимой для их отопления разрешается устанавливать электрические обогревательные приборы. Однако они должны быть электро- и пожаробезопасными, присоединяться к электрической сети после главного рубильника в кабине крана. Рекомендуется также теплоизоляция кабин таких кранов, установка механических стеклоочистителей и оконных обогревателей. Это исключает необходимость открывания окон в зимнее время.

Чтобы создать крановщику удобства в работе, Правилами предусматривается оборудование кабин новых кранов стационарными сиденьями, регулирующимися по высоте и в горизонтальной плоскости. На кранах запрещено использовать для сидения случайные предметы (перекладины). Предусматривается электрическое освещение, которое не зависит от того, есть ли напряжение на электрооборудовании крана. Подкрановое освещение устанавливается на самом кране.

Площадки, галереи, лестницы и оградительная техника

В соответствии с Правилами для удобного и безопасного обслуживания кранов, их механизмов и электрического оборудования, расположенных вне кабины, предусматривается устройство соответствующих галерей, площадок и лестниц.

Посадочные площадки. Для входа крановщика в кабину управления краном устраиваются посадочные площадки с постоянными лестницами. Посадочные площадки бывают двух типов: торцевые и промежуточные. Торцевые устраиваются в тупике в торце пролета, у стены здания. Промежуточные — при работе в одном пролете нескольких мостовых кранов на технологически выгодном, удобном и безопасном участке пути их работы.

Наиболее безопасны посадочные площадки, размещаемые у торцевой стены здания. Поэтому если в пролете на одном подкрановом пути действует не более двух кранов, их следует размещать с обоих торцов е здания. Промежуточные посадочные площадки, расположенные вдоль пролета цеха, требуют особого внимания во время эксплуатации. Из-за небольшого расстояния между кабиной и площадкой создается угроза травмирования людей.

На одном из заводов бригада подсобных рабочих литейноro цеха использовала промежуточную посадочную площадку для побелки здания. По окончании работы штукатур опускал на пол цеха пульверизатор и шланги. В этот момент мимо проходил мостовой кран и кабиной травмировал рабочего.

Чтобы исключить подобные случаи, рекомендуется обрамлять посадочную площадку с трех сторон (четвертая — стена здания) металлическим уголком и зашивать на высоту 1800 мм защитной сеткой (рис. 10).

Важное требование правил техники безопасности к устройству посадочных площадок — обязательно размещать их с противоположной стороны троллейных проводов. Исключение, как и при размещении кабин кранов, допускается только тогда, когда троллейные провода недоступны для случайного прикосновения к ним с посадочной площадки, лестницы, кабины. Посадочная площадка должна быть достаточно свободной и соответствовать Правилам.

Рис. 10. Ограждение промежуточных посадочных площадок.

Расстояние от пола до нижних частей перекрытия или выступающих частей конструкций — не менее 1800 мм. Пол площадки должен быть расположен на одном уровне с полом кабины для нормального и безопасного перехода с площадки в кабину и наоборот. Зазор образующийся между кабиной и площадкой, должен быть не менее 60 мм и нс более 150 мм. Иногда разрешается устройство посадочной площадки ниже уровня пола кабины (не более чем на 250 мм), если при расположении посадочной площадки на одном уровне с полом кабины нельзя обеспечить габаритный размер (1800 мм) по высоте. Разрешается также наезд кабины на площадку (не более чем на 400 мм) при полностью сжатых буферах, если посадочная площадка в торце здания сделана ниже уровня полз кабины. Правилами предусматривается, что при этом необходимо соблюдать следующие зазоры:

между посадочной площадкой и нижней частью кабины (по вертикали) — не менее 100 мм:
между кабиной и ограждением посадочной площадки не менее 400 мм;
со стороны входа в кабину — не менее 700 мм.

В некоторых случаях, когда по конструктивным или другим производственным причинам невозможен непосредственный вход в кабину крана, с ведома местных органов Госгортехнадзора разрешается вход в нее через крановую галерею. При открывании двери в ограждении галереи автоматически обесточиваются троллеи, пролегающие вдоль моста крана.

При расположении главных крановых троллей выше уровня подкрановых путей посадка на кран разрешается только с той стороны, где не проходят главные троллейные провода; во всех случаях у стоянки крана они должны быть зашиты щитом из изолирующего материала. Вход в кабину через мост крана, у которого . грузоподъемные и транспортные операции выполняются с помощью электрического магнита и расположение троллей для питания магнита не исключает случайных прикосновений к ним, запрещается.

Галереи. Настил галерей, всех ремонтных и других площадок должен быть металлическим, из стальных рифленых или дырчатых листов с отверстиями не более 20 мм. Вместе с тем Правилами разрешается устройство деревянного настила, если он достаточно прочный и отвечает противопожарным требованиям. Металлический или деревянный настил должен быть уложен по всей длине и ширине галерей, площадок, переходов. Все галереи, и площадки, предназначенные для обслуживания грузоподъемных кранов, а также концевые балки мостовых кранов обязательно ограждаются перилами высотой 1 м со сплошной зашивкой понизу защитной полосой высотой не менее 100 мм. Галереи для прохода вдоль подкрановых путей должны отвечать указанным выше требованиям и иметь удобные безопасные лестницы. Проходная галерея имеет перила со стороны пролета и с противоположной стороны, если она не ограничена стеной. Ширина прохода — не менее 400 мм, а высота — не менее 1800 мм. Для электробезопасности людей галереи располагаются со стороны пролета, противоположного троллеям. Наиболее удачным следует считать устройство легкой переходной галереи, расположенной выше уровня подкрановых путей со специальными проходами в металлических колоннах здания. Оставлять у колонн неогражденный участок галереи не разрешается. При устройстве прохода внутри колонны за 1 м до подхода к ней ширина прохода по галерее уменьшается до ширины прохода в колонне.

Каждая галерея обязательно имеет выходы не реже чем через 200 м. Если есть непроходные подкрановые пути (неогражденный проход менее 400 мм), пребывание на них людей запрещено.

Лестницы. Обслуживание кранов вызывает необходимость устройства лестниц для выхода на площадки, галереи. Лестницы должны быть удобными и безопасными. Правила предусматривают ширину лестниц не менее'600 мм, а расстояние между сту- пенями — не более 300 мм. Ширина лестниц на самом кране — не менее 500 мм. Исключение допускается для лестниц высотой менее 1,5 м. Эти лестницы, в том числе предназначенные для выхода из кабины на крановую галерею, могут выполняться шириной не менее 350 мм. Ступени вертикально расположенных лестниц должны отстоять не менее чем на 150 мм от металлоконструкций крана.

Лестницы для выхода на посадочные, ремонтные площадки и на галереи (для прохода вдоль крановых путей) необходимо располагать так, чтобы находящихся на них людей не зажать случайно краном или его кабиной. Угол наклона лестниц к roризонту не должен превышать 60 град. Если высота лестниц более 10 м, то через каждые 6 — 8 м устраиваются площадки.

Специальные требования предъявляются и к наклонным лестницам. При наклоне их к горизонту на 75.град..и менее они должны иметь перила и плоские ступени из стальных рифленых или гладких с направленным рельефом листов. Разрешается выполнять ступени из двух-трех стержней.

Лестницы с углом наклона к горизонту более 75 град. или вертикальные при высоте более 5, начиная с высоты 3,5 мм, должны иметь защитные дугообразные ограждения. Дуги располагаются друг от друга на расстоянии не более 800 мм и соединяются между собой не менее чем тремя продольными полосами.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: