Охрана труда в условиях повышенной опасности
Грузоподъемные краны. Установка, порядок монтажа и ввода в эксплотацию кранов

Расстояние между лестницей и дугой должно быть не менее 700 мм и не более 800 мм при радиусе дуги 350 — 400 мм, Такой просвет разрешает свободное продвижение человека по лестнице и обеспечивает его безопасность в случае падения. Ограждений в виде дуг не требуется, если лестница проходит внутри решетчатой колонны сечением не более 900x900 мм либо трубчатой башни диаметром не более 1000 мм.

У крановщиков, слесарей, электриков и других лиц, обслуживающих краны, при подъеме по лестницам руки не должны быть заняты, инструмент должен находиться в специальных сумках, надетых через плечо и не мешающих безопасно двигаться и удерживаться руками за поручни. Если этого не соблюдать, то могут быть несчастные случаи.

В одном из мартеновских цехов крановщица, восиользовавшись перерывом в работе, спустилась с крана, чтобы налить в бутылку газированной воды из автомата, расположенного в пролете. Она возвращалась по лестнице, ведущей на посадочную площадку, и в левой руке держала бутылку с водой. Поднявшись на высоту около 2,2 м, крановщица потеряла равновесие, ухватилась свободной правой рукой за поручень, но не удержалась и упала с лестницы.

Оградительная техника. Все легкодоступные вращающиеся и движущиеся детали крана надежно закрываются кожухами. Защитные ограждения рекомендуется делать съемными для свободного доступа во время осмотра, ремонта и смазки механизмов крана.

Ограждаются зубчатые, цепные и червячные передачи, соединительные муфты с выступающими болтами и шпонками, барабаны, расположенные вблизи рабочего места крановщика или в проходах, валы механизма передвижения моста по всей длине при скорости 50 об/мин и более. При скорости вращения вала менее 50 об/мин он ограждается вблизи люка для выхода на галерею. Ограждаются также валы и другие механизмы, если они расположены в местах прохода людей. К защитным средствам относятся и щитки, установленные перед ходовыми колесами кранов и тележек, чтобы под них не попали случайные предметы. Зазор между щитками и рельсами не должен превышать 10 мм.

Должны быть надежно ограждены все голые токоведущие части электрооборудования, в том числе рубильники, контакторные панели, ящики сопротивления, если люди могут случайно прикоснуться к ним. Рубильник, подающий напряжение на главные троллейные провода, также обязательно ограждается и. имеет устройство для запирания в отключенном положении, а также указатели «включен» и «выключен».

Особое внимание следует уделить ограждению главных троллейных проводов и их токосъемников в местах возможного прикасания к ним лиц, обслуживающих крановое хозяйство.

При работе в пролете нескольких кранов главные троллейные провода разделяются на секции, что позволяет обесточивать в необходимых случаях отдельные участки — для ремонта, осмотров и т. д. На троллейных проводах устанавливаются лампы красного цвета, сигнализирующие о том, что провод находится под напряжением.

Установка, порядок монтажа и ввода в эксплотацию кранов

В зданиях, где устанавливаются краны, должны быть условия для их испытания грузом или специальным приспособлением. Краны обязательно устанавливают так, чтобы во время подъема грузов не приходилось подтаскивать их при наклонном положении грузовых канатов, так как это опасно и категорически запрещено. Кроме того, следует обеспечить возможность перемещения грузов на 0,5 м выше всех встречающихся на пути предметов.

Установка кранов должна производиться при соблюдении следующих расстояний (рис. 11):

от верхней точки грузоподъемной машины до потолка здания, нижнего пояса стропильных ферм или предметов, прикрепленных к-ним, а также до нижней точки другой грузоподъемной машины, работающей ярусом выше,— не менее 100 мм;
от настила площадок и галереи опорного крана, за исключением настила концевых балок и тележек, до сплошного перекрытия или подшивки крыши, до нижнего пояса стропильных ферм и предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки крана, работающего ярусом выше,— не менее 1800 мм;
от выступающих частей торцов крана до колонн и стен здания, перил проходных галерей — не менее 60 мм (это расстояние устанавливается при симметричном расположении колес крана относительно рельса);
от нижней габаритной точки грузоподъемной машины (не считая грузозахватного органа) до пола цеха или площадок, на которых во время работы крана могут находиться люди (за исключением площадок, предназначенных для ремонта крана),— не менее 2 м; между нижней габаритной точкой кабины грузоподъемной машины и полом цеха — не менее 2 м или в пределах от 500 до 1000 мм;
от нижних выступающих частей грузоподъемной машины (не считая грузозахватного органа) до расположенного в зоне ее действия оборудования — не менее 400 мм;
от выступающих частей кабины управления или кабины для. обслуживания троллеев до стены, оборудования, трубопроводов, выступающих частей зданий, колонн, крыш подсобных помещений и других элементов, относительно которых кабина перемещается, — не менее 400 мм.

Краны обычно транспортируются к месту предстоящей эксплуатации укрупненными монтажными узлами: рабочая половина моста с механизмом передвижения; холостая половина моста; вставки концевых балок; поддержки троллеев; тележка в сборе; рама токоприемников; блочные подвески главного подъема, а если предусмотрено конструкцией, то и вспомогательного; кабина управления; электроаппаратура и троллеи. Монтаж поступивших к месту установки крана узлов рекомендуется выполнять в следующей последовательности: разгрузка 'узлов крана и подача их к месту сборки; сборка моста; проверка механизма передвижения крана; подъем моста на подкрановые пути; проверка механизмов тележки; подъем тележки и установка ее на мост крана; подъем и закрепление на мосгу крана кабины управления; навеска подъемного каната и блочной подвески; электромонтажные работы и, наконец, регулировка тормозов; опробование, освидетельствование и сдача в эксплуатацию. Работа должна вестись под руководством опытного аттестованного специалиста, по наряду-допуску, в установленном порядке, с соблюдением всех мер безопасности.

Рассмотрим технологию основных операций монтажа.

Подача узлов. Способы выполнения этой работы устанавливаются на месте для каждого конкретного случая с учетом местных условий. Важно обеспечить полную сохранность конструкций, узлов, оборудования, деталей и перед началом сборки проверить их комплектность.

Сборка моста. Сборку рекомендуется выполнять внизу, на удобной и подготовленной для этого;(с точки зрения техники безопасности) площадке, на которой выделен специальный участок временных путей, выверенных по уровню. Половины моста стыкуют со вставками концевых балок накладками и соединяют заклепками и болтами в соответствии со схемой и маркировкой стыкуемых деталей.

После окончания сборочных работ проверяется: нет ли перекоса и правильно ли установлены ходовые колеса. Перекос моста проверяется по диагоналям. При этом мост считается точно собранным, если разность длин диагоналей не превышает 5 мм. Правильность установки ходовых колес контролируется натяжением металлической струны по их торцам. Величина, на которую струна не прилегает к колесу, не должна превышать 1 мм на одном метре: Оси всех ходовых колес должны находиться на одном уровне. При сборке моста следует обращать внимание на состояние валов трансмиссий, чтобы они не прогибались и не были повреждены.

Собирать мост на подкрановых путях рекомендуется только в том случае, если по каким-либо причинам невозможно собрать его на земле. Сборка в таких случаях должна начинаться после подъема отдельных половин моста.

Подъем моста и тележки. Подъем моста и его установка на подкрановые пути считается наиболее трудоемкой и ответственной работой, особенно на действующем предприятии.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: