Приборы и устройства безопасности подъемно-транспортных машин, принципы их действия
Безопасность устройства и эксплуатации машин и механизмов

Для обеспечения безопасности эксплуатации подъемно-транспортных машин применяют: концевые выключатели, автоматически отключающие механизм подъема крюка или механизм передвижения крана при подходе к крайним положениям; ограничители грузоподъемности, предохраняющие кран от перегрузки путем выключения механизма подъема или изменения вылета стрелы; устройства, предотвращающие соскальзывание канатов с крюка; буферные устройства, амортизирующие толчки при столкновениях с соседними кранами и другими объектами; звуковая и световая сигнализация и блокировочные приспособления, предупреждающие о наступлении опасного момента при работе крана; приспособления для автоматического отключения неогражденных троллейных проводов при выходе человека на площадки, лестницы, галлерею, с которых возможно случайное прикосновение с троллейными проводами; тормозные и удерживающие устройства (ловители).

Для исключения натяга и обрыва каната при подъеме груза на недопустимую высоту, когда блочная обойма крюка достигает упора и возникает опасность травмирования такелажников грузом и канатами, применяют концевые выключатели. Кроме того, их используют при работе двух кранов на одном рельсовом пути, а также для исключения удара подъемно-транспортных машин о стены производственных помещений при их горизонтальном перемещении.

Концевые выключатели механизма передвижения устанавливают таким образом, чтобы отключение привода происходило на расстоянии до упора, равном не менее половины пути торможения механизма.

Концевые ограничители используют в конструкциях мостовых электрических кранов, а также на тельферах и электролебедках. Они служат для автоматического выключения электродвигателя грузоподъемного механизма тали при переходе крюка к крайнему верхнему положению.

Концевые упоры устраивают для предотвращения перехода перемещаемых подъемных механизмов за рельсовые пути. Для демпфирования удара концевые опоры снабжают упругими элементами из резины и дерева.

Ограничители грузоподъемности устанавливают для предотвращения опрокидывания стреловых передвижных кранов и разрушения других видов подъемно-транспортных машин при перегрузке путем автоматического отключения в этом случае механизма подъема и передвижения машины.

Ограничители грузоподъемности делятся на ограничители массы груза и ограничители грузового момента. Последние применяют на кранах с подъемной стрелой, имеющих различную грузоподъемность в зависимости от вылета стрелы. Работа их основана на отключении двигателя подъема в случае возрастания опрокидывающего момента сверх установленной величины.

Указатели и ограничители вылета стрелы используют на стреловых кранах, у которых изменение вылета стрелы осуществляется лебедкой с ручным и машинным приводом.

Во избежание соскакивания каната с крюка (при его ослаблении) рекомендуется применять крюки, имеющие предохранительные скобы.

Для учета воздействия ветровых нагрузок подъемно-транспортные машины снабжают автоматическими приборами ветровой сигнализации и защиты от ветровых нагрузок.

Из других предохранительных средств следует отметить остановы и ловители. Они предназначены для удержания поднятого груза даже при наличии самотормозящих систем. Наиболее распространенными типами остановов и ловителей являются храповые, роликовые, центробежные, клиновые и эксцентриковые.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: