Основные требования безопасности к конструкциям подъемно-транспортных машин и механизмов
Безопасность устройства и эксплуатации машин и механизмов

Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных устройств и соответствия их правилам и нормам технической безопасности Госгортехнадзора.

Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим условиям, стандартам, нормам и правилам.

Безопасность эксплуатации подъемно-транспортных устройств требует ограждения всех доступных движущихся или вращающихся частей механизмов. Необходимо исключить непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и чалочных приспособлений.

Для обеспечения безопасной эксплуатации подъемно-транспортные устройства снабжают приборами безопасности и системами дистанционного управления. Для дистанционного управления грузоподъемными кранами применяют электрические следящие системы (при стационарном пульте управления) и радиоуправление (при управлении с разных мест).

За состоянием грузоподъемных устройств, канатов, цепей, смежных грузозахватных органов (крюк, грузоподъемный электромагнит и т. п.), съемных грузозахватных приспособлений (стропы, клещи, траверсы и т. и.) и тары (контейнеры, ковши и т. п.), уходом за ними и безопасностью эксплуатации администрация и инспекция Госгортехнадзора устанавливает постоянный надзор.

По правилам Госгортехнадзора грузоподъемные устройства проходят ряд регламентированных испытаний.

Все краны подвергаются администрацией предприятия техническому освидетельствованию периодически (не реже одного раза в год), а также перед вводом в эксплуатацию, после монтажа, переустройства и капитального ремонта. При каждом освидетельствовании крап проходит осмотр, статические, а затем динамические испытания.

Осмотр сопровождается проверкой работы механизмов и электрооборудования, тормозов и аппаратуры управления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и габаритов.

Цель статических испытаний — проверка прочности металлических конструкции грузоподъемной машины и устойчивости против опрокидывании (для стреловых кранов).

Статические испытания кранов при первичном техническом освидетельствовании, а также после монтажа на новом месте и капитального ремонта производятся, при нагрузке, на 25% превышающей его грузоподъемность. При периодических технических освидетельствованиях статические испытания кранов осуществляются нагрузкой, превышающей его грузоподъемность на 10%. Испытанный груз поднимается захватным крюком на высоту 100 мм и в таком положении выдерживается в течение 10 мин. Затем определяется величина деформации ферм крана. Остаточная деформация не допускается.

Кран, выдержавший статические испытания, подвергается динамическому испытанию нагрузкой, которая на 10% больше грузоподъемности крана. Действия механизмов, их тормозов и концевых выключателей проверяют путем подъема и опускания груза и раздельного перемещения крана и его тележки. При обнаружении опасных дефектов кран к работе не допускают.

Стальные канаты (тросы) бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната. Допускается обрыв не более 10% проволок на один шаг свивки каната.

Все канаты и цепи, применяемые на подъемно-транспортных машинах, проверяют расчетом

Р/N ≥ К

где К — коэффициент запаса прочности; Р — разрывное усилие; N — натяжение каната или цепи.

Запас прочности принимается: для стальных чалочных канатов 10-кратный; для пеньковых и хлопчатобумажных чалочных канатов вдвое больше, чем для грузовых.

Если натяжение чалочного каната или цепи не должно превышать известной величины, то максимально допустимую массу груза можно определить по формуле

Значение коэффициента С определяется по углу а между чалочным канатом и грузом (рис. 104):

Грузозахватные приспособления и тару до пуска в работу подвергают осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей на 25% их номинальную грузоподъемность.

Схема натяжения чалочных канатов

Рис.104. Схема натяжения чалочных канатов

Испытанные чалочные канаты и цепи и другие вспомогательные грузозахватные приспособления снабжают бирками и клеймами, без которых они не допускаются к использованию.

Большое значение для безопасности работы подъемно-транспортных машин имеет выполнение основных требований при проведении такелажных работ: при кантовании груза необходимо использовать специальные устройства — рымы, проушины, выступы; центр тяжести поднимаемого груза должен находиться в середине между захватами стропа; чалочные канаты необходимо располагать на поднимаемом грузе равномерно, без узлов и перекрутов; чалочный трос следует отделять от острых кромок и ребер груза прокладками (доски, резина и т. п,); сращивание грузовых канатов не допускается; при проведении такелажных работ должна использоваться оперативная сигнализация.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: