Нередко ЧС на железной дороге связаны с обрывом и падением на вагон или на землю контактного провода, который находится под наряжением. В такой ситуации нужно оставаться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и удалиться на расстояние не менее 10 метров от вагона мелкими шажками. При этом подошвы нельзя отрывать от земли. Выполнение подобного требования исключит попадание человека под шаговое напряжение. Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстояние ближе 10 метров.
Контактная подвеска над вагонами находится иод напряжением 27,5 тысячи вольт. Напряжение контактного провода настолько велико, что уже на расстоянии двух метров образуется электрическая дуга, то есть для поражения током даже не нужно прикасаться к проводу.
15 марта 2003 на станции Сосновец в Карелии был смертельно травмирован электрическим шоком 15-летний подросток. Перелезая через товарный вагон, он коснулся контактного провода.
12 мая 2003 года. Во Владивостоке, в районе Моргородка, от сильного разряда тока погиб ребенок. Подростки 10 - 12 лет прыгали по стоящим на путях рефрижераторным вагонам. По словам очевидцев, в момент, когда мимо проезжал пассажирский поезд, один из подростков подпрыгнул и головой коснулся проводов, расположенных прямо над вагонами. Сквозь тело мальчика мгновенно прошел разряд в 26 тысяч вольт.
2 сентября 2003 на станции Базаиха Красноярской Железной дорога подросток залез на крышу вагона, который находился под контактным проводом, в результате чего получил ожог 85% тела.
Чрезвычайную опасность на железнодорожном транспорте представляют пожары. Они наносят значительный материальный ущерб, приводят к травмированию и гибели людей. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах. Здесь причиной возгорания чаще всего становится неосторожное обращение пассажиров с огнем, неисправность электрооборудования, нарушение требований противопожарной безопасности. Довольно часто пожары возникают в пути следования на значительном расстоянии от пожарных частей и водоисточников. До прибытия пожарных огонь может уничтожить загоревшийся вагон и перекинуться на соседние вагоны.
Огонь по вагону распространяется очень быстро, что связано с наличием в нем большого количества легковоспламеняющихся и активно горящих материалов, которые широко используются для декоративной отделки вагонов. Скорость распространения огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе -2,5 м/мин. В течение 15 - 20 минут после начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950"С. Поражающими факторами во время пожара в пассажирском поезде являются: дым, открытый огонь, высокая температура, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.
В случае возникновения пожара его необходимо попытаться погасить на начальной стадии собственными силами, сообщить о случившемся проводнику и начальнику состава. Он передает информацию о ЧС по телефону или рации дежурному по ближайшей станции. Далее о ЧС сообщается всем службам: пожарным, спасателям, медикам, работникам милиции. До прибытия специалистов нужно организовать тушение пожара с помощью огнетушителей, которые есть в каждом вагоне, а также подручными средствами. В случае невозможности потушить огонь необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана, предупредить всех о пожаре и незамедлительно покинуть вагон через двери, люки, окна или перейти в соседний вагон.
Нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, во впадине, на акведуке. В этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены. В сложившейся ситуации следует сохранять спокойствие, действовать без паники, помогая друг другу. Если поезд приходится покидать во время его движения, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, оттолкнитесь от нее в направлении по ходу движения состава, смягчите удар о землю кувырком вперед. Это опасно, но лучше, чем сгореть в пылающем вагоне.
Чрезвычайную опасность для населения, которое проживает в непосредственной близости от железной дороги, представляет горение цистерн с жидкими горючими и вагонов с твердыми материалами. Высота пламени горения жидкости в цистерне достигает 40 -50 метров, а площадь горения составляет несколько гектаров. В случае возникновения подобной ситуации необходимо незамедлительно покинуть опасную зону.
5 июля 2000 года в Омске произошло возгорание железнодорожных цистерн. Пожар охватил сначала одну, затем еще две цистерны. Посмотреть на пожар и его тушение собрались десятки людей. В том числе много школьников. Неожиданно одна из цистерн взорвалась. Взрыв был такой силы, что цистерну развернуло в «простыню», а огненная полусфера накрыла территорию в радиусе 150 метpoв. При взрыве получили ожоги около 85 человек, в том числе 12 пожарных и милиционеров, 3 сотрудника реанимационной бригады, 34 ребенка.
18 февраля 2004 года. Иран. Подземный толчок стал причиной движения грузового поезда. С рельсов сошли, загорелись и взорвались 48 вагонов. Погибло 350 человек, сотни ранено.