В начало разделаЧрезвычайные ситуации → Эколого-экономическая деятельность предприятий → Влияние экологических характеристик региона при чрезвычайных ситуациях

Влияние экологических характеристик региона при чрезвычайных ситуациях


В современных условиях можно выделить следующие элементы формирующегося экономического механизма природопользования:

  1. система экономических инструментов природоохранной деятельности (экологические налоги, платежи за загрязнения и т.д.);
  2. система финансирования природоохранных мероприятий;
  3. платность природопользования;
  4. ценообразование с учетом экологического фактора;
  5. создание рынка природных ресурсов;
  6. экологическое страхование;
  7. создание механизма реализации государственных и региональных экологических программ.

Сам механизм природопользования может носить рыночный характер, однако его основные параметры (ставки, нормативы, цены на продукцию монополистов и т.п.) устанавливаются государством. Данные направления уже показали свою эффективность во многих государствах мира. Особенно полно рассмотрены в литературе теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение, а также зависимость их величины от техногенности или экологической лояльности тех или иных производств.


Но не менее важной задачей является совершенствование ценообразования в экономике и, прежде всего, в природоэксплуатирующих отраслях. Эта проблема особенно актуальна в современной России, что связано, во-первых, с большой антропогенной нагрузкой на среду, а во-вторых, с несовершенством ценовой политики. Цена должна более полно учитывать уровень экологической безопасности продукции.


На рынках стран Запада практикуется продажа экологически чистого товара по более высокой цене, что продиктовано созданием имиджа товара как товара высокого класса и, как следствие, более дорогого. Это поведение совершенно естественно для продавца, который руководствуется исключительно целью получения максимальной прибыли и даже зрения эколого-экономической проблематики товар чистый в экологическом отношении должен иметь стоимость ниже и таким образом быть более предпочтительным для потребителя, чем продукция, производство которой связано с негативным влиянием на окружающую среду или которая сама по себе представляет опасность для человека и природы в процессе потребления (использования) или в виде отходов.


Цена «экологически неблагополучного» продукта должна повышаться за счет налогов, наценок, которые производитель будет вынужден включать в себестоимость. Производства же, выпускающие экологически чистую продукцию, должны пользоваться правом субсидирования со стороны государства и льготным налогообложением.


В данной монографии рассматривается задача учета экологической составляющей при формирования товаропроизводителем рыночной цены (в присутствии на рынке конкурента) с целью получения максимальной прибыли.

Постановка задачи

Рассматривается следующая экономическая ситуация:

  1. в лекальной области государства предприятием производится товар для продажи на внутреннем рынке;
  2. предприятие в процессе деятельности выбрасывает в окружающую среду загрязняющие вещества;
  3. на том же рынке представлен аналогичный товар, но уже выставляемый конкурентом.

Предложенные товары:

  1. пользуются стабильным спросом со стороны населения (возможно, сезонным);
  2. имеют равные или примерно равна качественные характеристики;
  3. являются товарами-субститутами (взаимозаменяемыми товарами). Производитель и конкурент:
  4. самостоятельно устанавливают рыночную цену на товар;
  5. полностью контролируют продажу своего товара;
  6. являются единственными друг для друга конкурентами на рынке;
  7. не заключают друг с другом никаких соглашений по поводу проведения совместной ценовой политики.

Задача: исходя из вышепредложенных начальных условий рекомендовать способ, с помощью которого производитель формировал бы рыночную цену и размер партии товара из условия максимизации ожидаемой прибыли с учетом выплаты платежей за загрязнение окружающей среды.


Прежде чем приступать к решению поставленной задачи, необходимо сделать следующее отступление. Разумно считать, что производитель будет пытаться устанавливать рыночную цену на свой товар ниже, чем у конкурента (интуитивно ясно, что именно такая стратегия и приведет к получению максимальной прибыли). Каково будет поведение конкурента? Возможно, он попытается в качестве ответного действия также снизить цену. Как долго может продолжаться такая ценовая политика производителя и конкурента?


Некоторые классические формальные теории решают проблему олигополистической взаимосвязи - необходимости каждой фирме принимать в расчет поведение конкурента при определении своей рыночной стратегии - в предположении, что игроки на рынке устанавливают свою цену согласно так называемым «кривым реакции». Чтобы дать общее представление, рассмотрим ситуацию, когда имеется ровно два конкурента (рис.3.1).

Графическая демонстрация теории «равновесной цены»

Рис.3.1. Графическая демонстрация теории «равновесной цены»


Пусть первая фирма в отсутствии конкурентов устанавливает цену в $25. Появившаяся через некоторое время на рынке вторая фирма выставляет товар по цене $20, что показывает точка А на ответной кривой второй фирмы. Ощущая наличие конкурента (отток потребителей, привлеченных более низкой ценой), первая фирма двинется к точке В по своей кривой реакции, снизив цену до $18.


Теперь как-то должен отреагировать конкурент - он снижает цену до $17 (точка С на графике). И так, по теории, будет продолжаться планомерное понижение цены до тех пор, пока цены двух фирм не сойдутся в равновесной точке Z - в примере это $15. Таким образом, решение проблемы формирования цены сводится к «стеканию» цен в равновесную точку. То есть речь идет о том, что установит нужную цену сам рынок: стимулируя понижать цену, установленную выше точки пересечения ответных кривых и просить больше, если цепа опустилась ниже этой точки.


Такой способ может работать лишь в «чистой» теории или в условиях «идеального» рынка, но практически любой рынок, даже в высокоразвитых странах, далек от идеального с экономико-математической точки зрения. Практически крайне редко можно наблюдать не только подобную игру, но и хотя бы начальный ее этап по ответному снижению цен. Поэтому поведение в нашем случае конкурента относительно понижения цены продавца рассматриваться не будет.