В начало разделаЧрезвычайные ситуации → Эколого-экономическая деятельность предприятий → Эластичность, влияющая на кривизну функции при чрезвычайных ситуациях

Эластичность, влияющая на кривизну функции при чрезвычайных ситуациях


От эластичности а, влияющей на кривизну функции, зависит, насколько заметно будет переключаться спрос с более дорогого на более дешевый товар. Будем полагать, что а принимает значения из некоего интервала [а,b]. Попытаемся выяснить его границы.


1. а -> 0. Тогда из формулы (3.3) получаем, что Q = 1 (рис.3.6).

График абсолютной неэластичности

Рис.3.6. График абсолютной неэластичности


Отсюда вытекает, что каким бы то пи был разброс цен между товарами производителя и конкурента, продажа будет происходить равноуспешно. К рассматриваемой нами товарной группе такое положение дел неприемлемо.


2. а = 1. Тогда Q = Р (рис.3.7).


В этом случае переключение спроса происходит довольно вяло. Действительно, если цена товаропроизводителя, например, будет в 2 раза превышать цену аналогичного товара конкурента, то объем сбыта товаропроизводителя будет всего лишь в 2 раза меньше, чем у конкурента. Как и в первом случае, такая ситуация неприемлема. Однако вполне возможна во время социального кризиса, характеризующаяся паническим поведением населения и ажиотажной скупкой товаров. Подобные же явления выходят за рамки этой работы.


3. а -> ∞. Тогда Q -> ∞ (рис.3.8).


Здесь мы имеем ситуацию, когда спрос с одного товара на другой переключается при бесконечно малом перепаде цен. Предъявить здравые рассуждения по такому положению дел на рынке крайне затруднительно.


Таким образом, можно заключить, что вариант, когда эластичность а е (0,1] (и вообще говоря а близкое к единице) - малореалистичен, а случай а —> ∞ совершенно необоснован.


В табл.3.1 показаны значения Q - отношения объемов реализованной продукции в зависимости от значений эластичности и от перепада цен, выраженный в процентах.

График перекрестной линейной эластичности

Рис.3.7. График перекрестной линейной эластичности


График абсолютной эластичности

Рис.3.8. График абсолютной эластичности



Таблица 3.1. Зависимость отношений объемов реализованной продукции от эластичности и отношения цен, в процентах


а = 8

а = 9

а = 10

а = 11

а = 12

Я = 10%

2,14

2,35

2,6

2,85

3,14

Я = 25%

6

7,5

9

11,5

14,5

Я = 50%

25

38

57

86

129

Обратившись к статистическим данным, можно найти подтверждение обоснованности приведенных цифр. Рассмотрим, например, а = 10. В этом случае перепад цен, равный 10%, более чем в 2,5 раза меняет соотношение спроса, а при разнице в цене 50% соотношение тех же объемов составит 57:1, что фактически означает прекращение спроса на более дорогой товар. Поэтому можно рекомендовать такой выбор интервала:

[а, b] = [8,12] (3.4)

Финансовые возможности потребителей

Попытаемся теперь оценить, какова будет выручка от продажи на рынке у производителя и у конкурента. Выручка как цена, умноженная на проданное количество единиц товара, у производителя составит:

Rn=Qn Pn (3.5)

а у конкурента соответственно:

RK=QK PK (3.6)

Тогда суммарная выручка есть:

R=Rn +RK =Qп Рп +QK Рк (3.7)

Это с одной стороны. С другой стороны, полагая, что каждый заинтересованный в покупке потребитель стабильно выделяет на рассматриваемую товарную группу часть личного бюджета фi, которую можно рассматривать как константу, до определенной степени не зависящей от цен на рассматриваемые товары, то можно заключить, что платежеспособное население тратит денежную рублевую массу в размере:

Таким образом:

R = Ф,

или

QпРп+QкРк=Ф (3.8)