В последние годы (порядка 10 лет) особое внимание привлекают производства, связанные в любых аспектах с нефтью и газом, как с наиболее востребованными природными ресурсами. Это: месторождения и добыча, перерабатывающие предприятия и транспортировка газа, нефти и нефтепродуктов, а также другие мероприятия газонефтяного комплекса. При этом нефтепродукты классифицируются как наиболее опасные поллютанты, с которыми связаны крупномасштабные катастрофы и чрезвычайные ситуации.
Добыча, транспортировка, хранение и использование нефтепродуктов относятся к наиболее агрессивным отраслям по сумме техногенных факторов, оказывающих воздействие на окружающую среду. Последствиями подобного воздействия могут стать аварийные ситуации, способные повлечь за собой экологические бедствия. Нефтешламы - отходы II класса опасности.
Проблема заключается также в том, что капитальные затраты и ежегодные расходы на переработку и удаление осадков могут равнять с аналогичным видам расходов на эксплуатацию собственно очистных сооружений.
Однако, около 65% общего сброса нефтепродуктов в окружающую среду составляют сбросы от промышленных механизмов и транспортных средств.
Содержание нефтопродуктов в сточных водах предприятий, поступающих в городскую канализацию, во многих случаях достигает 50-100 мг/л (машиностроительные, металлургические заводы), а иногда доходит до нескольких сотен мг/л (авто и вагоноремонтные предприятия, заводы железобетонных изделий, автомобильные хозяйства). За год в России в отстойниках образуется около 3 млн.т. нефтешламов. Большое количество нефтепродуктов поступает с ливневыми водами.
Расчетная степень загрязнения при проектировании очистных сооружений для производственных сточных вод составляет по нефтепродуктам до 800 мг/л, по взвешенным веществам - 1200 мг/л. Для ливневых вод те же значения соответствуют 200 и 2150 мг/л (СНиП П-93-74).
Все нефтешламы могут быть разделены на три основные группы в соответствии с условиями их образованиями — грунтовые, придонные и резервуарного типа. Грунтовые образуются в результате проливов нефтепродуктов па почву в процессе поизводственных операций либо при аварийных ситуациях. Придонные шламы образуются при оседании нефтеразливов на дне водоемов, а нефтешламы резервуарного типа - при храпении и перевозке нефтепродуктов в емкостях разной конструкции.
Состав и физико-химические характеристики (вязкость, плотность и т.д.) нефтешламов сильно варьируется в зависимости от места образования:
Унифицированного способа переработки нефтешламов в целях обезвреживания и утилизации не существует.
Для эффективного обезвреживания отходов интерес представляют технологии, наносящие минимальный экологический ущерб окружающей природной среде, имеющие низкие капитальные затраты и позволяющие получать прибыль.
Рассмотрим кратко деятельность предприятий нефтяного комплекса.
В странах СНГ достаточно много географических областей -мест разработок - разных видов нефти, включая: месторождения полуострова Ямал, где нефтедобыча связана с освоением северных районов РФ и решением геокриоскопических проблем; многие трудно-транспортируемые сибирские, дальневосточные и сахалинские месторождения, казахстанские и др.
Добыча нефти — довольно сложный и трудный процесс, требующий не только необходимого надежного оборудования, но специализированной профессиональной подготовки.
Для устранения осложнений, аварий и чрезвычайных ситуаций на месторождениях по добыче высоковязкой нефти применяется ингибиторная защита. При этом в моменты падения давления в устье скважин непрерывно подаются поверхностно-активные вещества (ПАВ) и осуществляется интенсификация работы насосов. Напряду с применением ингибиторов, необходимо до минимума свести тепло-потери наружной поверхности устьевого оборудования, особенно относительно эффективной излучательной способности в ночное время. В работе теоретически рассмотрен тепловой баланс стенок труб нефтепровода и потери тепла излучением.
На основании анализа предложен способ изоляции труб для уменьшения их охлаждения из светопрозрачиой полимерной пленки. Нередки ситуации возгорания нефти особенно на открытых поверхностях. Описаны случаи аварийного реагирования на внезапные сероводородсодержащие выбросы на месторождениях нефти и газа, включающие, в частности, метод зажигания выброса, и применение гелеобразующего нейтрализатора сероводорода. Нередки случаи возгорания нефти па открытых поверхностях. В этой ситуации иногда приходится прибегать к временной эвакуации населения по схеме, специально разработанной для таких случаев.
Необходима безопасность при аварийных и ремонтных работах на линейной магистрали нефти. В работе при получении экспериментальных данных в процессе исследования испарения нефти на нефтепроводах выяснились размеры реальной пожароопасной зоны загазованности. Были получены также новые экспериментальные данные по интенсивности испарения Сургутской нефти с открытой поверхности амбара в атмосферу. Анализ эмпирических зависимостей позволят определить интенсивность и массу нефти, испарившейся с открытой поверхности при различных высотах слоя нефти и погодных условиях; выявлено аномальное снижение интенсивности испарения нефти при низких температурах; установлено, что при температурах менее 10 С нефть в течение длительного времени сохраняет свою высокую потенциальную пожаровзрывоопасность.
При исследовании горения нефти па разных типах подстилающей поверхности для расчета массовой скорости выгорания образец горючей жидкости сжигают в установке при непрерывной подаче охлаждающей жидкости, а перед подачей определяют теплофизические параметры моделируемой реальной подстилающей поверхности и по ним рассчитывают расход охлаждающей жидкости. Применение этого способа позволяет повысить достоверность и воспроизводимость реальных процессов при их моделировании в лабораторных условиях.
Рассмотрены также актуальные вопросы анализа и управления риском, связанным с аварийностью опасных производственных объектов (ОПО) на предприятиях нефтегазодобычи. Эти вопросы возникли при решении практических задач повышения финансовой устойчивости предприятий на основе совершенствования системы управления промышленно-экологической безопасности и комплексного страхования. Системный подход к анализу риска позволил разработать программу управления риском, способствующую выполнению предприятием своих функций независимо от возможности возникновения аварий. Она включает рекомендации по превентивным мероприятиям с целью снижения или устранения потенциально контролируемого риска, а также по комплексному страхованию неконтролируемого предприятием остаточного риска.
Затраты на предотвращение аварий могут оказаться на порядок и более дешевле, чем ущерб в результате реализации аварии. При достижении же определенного уровня промышленно-экологической безопасности дальнейшее вложение средств на предотвращение аварийности может оказаться менее эффективным, чем страхование как способ возмещения внеплановых финансовых потерь. Программы управления риском должны отражать диалектику этих основных направлений в повышении финансовой устойчивости предприятий. Рассмотрены методические вопросы определения нормального и катастрофического максимально возможного ущерба при оценке лимитов ответственности для раз-пых видов страхования.