В начало разделаЧрезвычайные ситуации → Эколого-экономическая деятельность предприятий → Транспортировка нефти и газа при чрезвычайных ситуациях

Транспортировка нефти и газа при чрезвычайных ситуациях


Это наиболее опасный процесс, связанный с нефтью. Перевозка ее требует тщательной подготовки и контроля.

Железнодорожные перевозки

Транспортировка нефти наземным способом осуществляется либо железнодорожными перевозками, либо магистральными трубопроводами, как и газа. Оба пути достаточно трудоемки и не всегда обеспечены необходимыми средствами безопасности, что приводит довольно часто к ЧС - разливам нефти и газа. В обоих случаях необходим контроль и охранительная технология. Контроль перевозки чаще всего плохо подготовлен. При транспортировке нефти часто, особенно на Западе, практикуется аудит. В России - это пока только перспектива.


Приведем один характерный пример из научных публикаций. В работе описана ситуации транспортировки нефти под контролем ЗАО «КТК-Р», осуществляющего доставку нефти из Тенгизского месторождения Западного Казахстана к глубоководному Морскому терминалу на Черном море под Новороссийском (протяженность нефтепроводной системы - 1580 км). Первый этап эксплуатации предусматривает перекачку 28 млн.т нефти в год с последующим увеличением пропускной способности до 67 млн.т в год.


Морской терминал в настоящее время состоит из четырех резервуаров по 100 тыс. куб. м, самотечного участка (9 км) нефтепровода диаметром 1420 мм, береговых сооружений, подводных трубопроводов и выносных причальных устройств для заправки танкеров. Участники проверки: представители Норвежского нефтяного директората, работники центрального аппарата, управлений Северо-Кавказского и Ставропольского округов Госгортехиадзора России, ГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», АОЗТ «СЖС «Энергодиагностика».


Предпусковой аудит объектов Морского терминала ЗАО «КТК-Р» был проведен в соответствии с методологией, принятой в системе надзора Норвежского Нефтяного Директората. Процедура аудита включала осмотр объектов, опрос специалистов (интервью), проверку документации, выборочную проверку качества работ, обобщение данных проверки и выдачу рекомендаций. Хотя проведенный аудит носил учебный (для российских специалистов) и рекомендательный характер, он будет полезен для создания системы управления промышленной безопасностью опасных производственных объектов ЗАО «КТК-Р».

Магистральные нефтепроводы

При наземных транспортировках нефти и газа наиболее тяжелые экологические последствия вызывают аварийные ситуации па нефтепроводах, хотя разрушающий эффект на них значительно меньший, чем на газопроводах. В этом случае доминирующую роль играет выход большого количества нефти при аварийном разливе. Физико-химическое воздействие продукта па почву и воду часто приводит к трудновосстанавливаемому (или практически невосстанавливаемому) режиму естественного самоочищения. Разрушение трубопроводов по своему характеру вызывает техногенное воздействие, затрагивающее биохимические процессы, происходящие в атмосфере, в почве и водоемах. В период аварийных ситуаций концентрация нефти и нефтепродуктов в воде достигает 200-300 мг на литр.


В последние годы все больше внимания уделяется экологической безопасности при строительстве и эксплуатации северных магистралей для транспорта нефти и газа. Это наглядно видно на примере глубокой проработки этих вопросов на проектах Сахалин I и Сахалин II. Транспортировка нефти и газа с помощью трубопроводов имеет свои особенности и специфику в каждом конкретном случае. Подробное описание этих процессов выходит за рамки данной публикации, особенно газа. Однако в 2001 г. произошло событие, имеющее огромное значение для российской экономики в будущем и обеспечения торговых взаимоотношений с соседними странами.


В 2001 г. в плане разработки экологической безопасности и организации производственного экологического мониторинга (ПЭМ) газопровода Россия-Турция «Голубой поток». Состоялась международная деловая встреча «Диагностика 2001» по поводу газопровода Россия-Турция, па которой значительное место было уделено обсуждению проблемы создания экологического мониторинга на всем протяжении трубопровода. Работы по созданию систем ПЭМ па объектах отрасли ведутся под руководством Управления науки, повой техники и экологии ОАО «Газпром» в соответствии с отраслевой «Комплексной научно-технической программой работ по созданию и внедрению системы производственного экологического мониторинга объектов ОАО «Газпром».


Программой предусмотрено выполнение следующих работ:

  1. развитие нормативно-методической базы ПЭМ;
  2. оснащение экологических служб предприятий отрасли новыми техническими средствами измерений и передачи мониторинговой информации;
  3. работка интегрированной базы данных об источниках загрязнения и состоянии окружающей среды в зоне влияния объектов отрасли;
  4. разработка информационных технологий сбора и обработки данных, моделирования и прогноза развития экологических процессов.

Во всех организациях отрасли созданы и функционируют системы ПЭМ. Успешно внедряется новое поколение автоматизированных систем ПЭМ в ООО «Астраханьгазпром», «Оренбурггазпром», «Надымгазпром», «Волготрансгаз». «Югтрансгаз» и других.


Информационно-измерительная сеть включает следующие средства контроля. Для воздушной среды: автоматические посты контроля выбросов ГПА, автоматические метеорологические посты, автоматические посты контроля загазованности атмосферного воздуха. Стационарные лаборатории, осуществляющие анализ проб, доукомплектовываются рядом дополнительного оборудования для проведения проб воздуха, взятых в период эксплуатации газопровода.


Для контроля качества воды и почв: пункты пробоотбора. Для контроля геологической среды: посты контроля уровня подземных вод, посты контроля оползневых процессов, посты контроля сейсмических процессов. Для комплексного контроля природных сред планируется оснащение и внедрение передвижных экологических лабораторий, осуществляющих автоматический и автоматизированный контроль атмосферного воздуха, поверхностных, сточных, подземных вод, почв и уровня шума.


Важнейшим интеллектуальным звеном производственно-экологического мониторинга является информационно-управляющая подсистема (ИУП), на которую возложены функции сбора и обработки мониторинговой информации, описывающей картину развития на контролируемой территории природных, техногенно-природных и природно-техногенных процессов, связанных с функционированием газотранспортной системы на всех этапах се жизненного цикла. Информационно-управляющая подсистема включает Центр производственно-экологической безопасности (ЦПЭБ) газопровода, совмещенный с Центром мониторинга участка, эксплуатируемого ООО «Кубаньгазпром»; Центр мониторинга участка (ЦМУ), эксплуатируемого ООО «Кавказтрансгаз»; Центр мониторинга морского участка, пункты сбора данных ПЭМ компрессорных станций (ПСД КС) Ставропольская, Краснодарская и Береговая.


Подсистема связи и телекоммуникаций обеспечивает взаимодействие ИУП с информационно-измерительной сетью системы ПЭМ, а также оперативный обмен данными между Центрами ИУП. Предусматривается создание пускового комплекса системы ПЭМ газопровода Россия-Турция для проведения экологического мониторинга при эксплуатации газопровода с учетом минимально необходимого количества технических и программных средств. В задачи пускового комплекса входит отработка и реализация полного цикла операций по первичным измерениям и наблюдениям параметров состояния и качества окружающей среды; сбору, передаче, накоплению и обработке мониторинговой информации в единой технологической схеме.


В процессе работ по предстроительному экологическому мониторингу создана информационная база для развертывания и функционирования постоянно действующей системы ПЭМ на участке ООО «Кубаньгазпром», которая позволяет решать задачи оценки и прогноза экологической обстановки и представления данных в ОАО «Газпром», специально уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей природной среды, а также иным государственным контролирующим организациям.


Были проведены и получены комплексные оценки суммарного воздействия нефтегазодобывающей деятельности ОАО НК «ЛУКОЙЛ» и других антропогенных факторов на окружающую среду Северного Каспия. В силу применяемого компанией на практике принципа «нулевого сброса» и сильных возмущений, создаваемых в морской среде лицензионного участка ОАО НК «ЛУКОЙЛ» действием других факторов, основную задачу мониторинга можно рассматривать как задачу фильтрации слабого «сигнала» от мощных «помех». Для решения этой, не имеющей аналогов в мировой практике задачи, требуется создание многоуровневой, обладающей высоким разрешением системы производственного экологического мониторинга.


Эффективность этой системы для самой компании не вызывает сомнений. Бремя, взятое на себя ОАО НК «ЛУКОЙЛ» по доказательству своей непричастности к негативным изменениям состояния морской среды и уникальных биологических ресурсов Северного Каспия, снижает риск введения дополнительных ограничений или полного запрета на нефтегазодобывающую деятельность па его акватории, что привело бы к «омертвлению» уже вложенных средств, неоправданным затратам, не сравнимым по своей величине с расходами на содержание системы производственного экологического мониторинга.


В более поздней работе приведена классификация и различные сценарии разливов нефти, рассмотрены основные последствия для окружающей среды, трансграничное воздействие нефтяных разливов, а также задачи ликвидационных мероприятий. В последние годы поток работ по слежению за трубопроводами приобрел методический и процедурный этап оценки риска, связанного с транспортировкой нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. В качестве объекта исследования был выбран магистральный нефтепродуктопровод «Нижнекамск-Набережные Челны». Утечки при транспортировке нефти по трубопроводам создают серьезную опасность для ОС. Так в зоне месторождений и трасс прохождения нефтепроводов в условиях безаварийной работы па каждый квадратный километр приходится до 0,02 т разлитой нефти в год.