В начало разделаЧрезвычайные ситуации → Эколого-экономическая деятельность предприятий → Оценка риска при чрезвычайных ситуациях

Оценка риска при чрезвычайных ситуациях


Международный Центр Исследований Эпидемии Катастроф (Center for Research on the Epidemiology of Disaster - CRED) на протяжении нескольких десятилетий составляет базу данных различных катастроф. Событие признается катастрофой, если оно отвечает хотя бы одному из четырех критериев: погибло 10 или более человек, 100 или более человек пострадало, местные власти объявили о введении чрезвычайного положения и/или пострадавшее государство обратилось за международной помощью. Статистика показывает, что число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х годов. Особенно участились транспортные катастрофы, прежде всего морские и речные.


Даже чисто природные катаклизмы, такие как наводнения, тайфуны, цунами, вулканические извержения, засухи и лесные пожары, приводят к тем или иным последствиям в зависимости от того, как обществ к ним готовится и какие меры принимает после их наступления. Например, строительство зданий, не отвечающих стандартам сейсмоустойчивости, в районе, где высока вероятность землетрясений, заведомо увеличивает число возможных жертв, а тем самым - и человеческие масштабы несчастья.


В декабре 1989 года в Армении в результате землетрясения магнитудой в 6,9 баллов по шкале Рихтера погибло 25 тыс. человек, свыше 31 тыс. получили ранения и 514 тыс. остались без крова. Землетрясение на юго-востоке Ирана с эпицентром в районе города Бам, которое произошло 26 декабря 2003 года унесло около 40 тыс. жизней и разрушило 85% городских зданий. С другой стороны, землетрясение силой 7,1 балла, которое 17 октября 1989 года поразило густонаселенные районы Северной Калифорнии, имело куда более скромные последствия: 62 погибших, 3757 раненых, около 3 тыс. лишившихся жилищ.


По данным швейцарской страховой компании Swiss Re, в 1970-2004 гг. ежегодные выплаты страховых компенсаций за вызванные техногенными катастрофами разрушения обычно не превышали 10 млрд. долларов (в цепах 2004 г.). Этот уровень был резко превышен только в 2001 году, когда выплаты достигли примерно 27 млрд. долларов. В течении 2002-2004 гг. выплаты по этой графе каждый год составляли около 5 млрд. долларов.


Страховки за ущерб собственности от природных катаклизмов 2004 года составили 44 млрд. долларов, причем львиная доля этих выплат пошла па компенсацию потерь, вызванных декабрьским цунами в Индийском океане: следовательно, в целом страховые компании заплатили 49 млрд. долларов. Однако многие катастрофические разрушения не покрываются страховками, так что реальный ущерб значительно превысил эту сумму. Эксперты Swiss Re утверждают, что в 2004 году произошло 330 природных и рукотворных катастроф, суммарные потери от которых составили 123 млрд. долларов.


Катастрофы могут произойти практически везде, и не существует «абсолютного оружия», способного предотвратить их. Однако есть несколько фактов, которые позволяют отсрочить подобное происшествие и минимизировать его последствия. Прежде всего, это высокий образовательный уровень населения и его активная гражданская позиция. Чем ответственней и профессиональней жители той или иной страны подходят к своим рабочим обязанностям, и чем лучше они контролируются обществом, тем ниже вероятность техногенной катастрофы. Кроме того, огромную роль играет подготовленность частных компаний и государственных структур к действиям в экстремальных условиях.


Катастрофа любого происхождения развивается, прежде всего, из-за уязвимости, бездействия или даже полного отсутствия социальных структур, которые должны защищать людей от подобных бедствий. Тем не менее, терминологическое разделение природных бедствий и технологических катастроф достаточно общепринято. Оно зафиксировано и во многих международных документах, например в Соглашении об организации деятельности Красного Креста и Красного полумесяца, которое было подписано в Севилье в 1997 году.


В табл.8.1 приведены данные о динамике опасных событий различной природы в России за 1992 и 2007 гг.


Казалось бы, накоплен солидный опыт в деле предупреждения и ликвидации аварий, проанализированы и вскрыты причины и условия их возникновения, принимаются соответствующие меры безопасности. Однако кривые роста количества и тяжести техногенных происшествий не обнаруживают заметных тенденций к качественному снижению. Основных объяснений этого противоречия, по-видимому, два.


Таблица 8.1. Частота опасных событий в России

Опасное событие

Частота в год

Техногенные ЧС, в том числе: пожары и взрывы

аварии на трубопроводах

авиационные катастрофы

крупные автомобильные катастрофы

крупные крушения на железных дорогах

гидродинамические аварии

(0,9...1,2) 103

350...450

60...80

20...40

120...150

15...20 4...8

Природные ЧС, в том числе: лесные пожары (площадь более 100 га) бури, ураганы, смерчи, шквалы

200...500 100...200 80...120

Биолого-социальные ЧС

100...150

Научно-технический прогресс и развитие производительных сил общества приводят к все возрастающему насыщению техносферы техническими объектами, в которых аккумулированы искусственно созданные энергетические запасы, представляющие потенциальную опасность для человека и окружающей среды (ОС).


На практике наблюдается приоритет использования опостериорных методов над априорными в вопросах совершенствования безопасности. Большинство мер безопасности, осуществляемых па опасных производственных объектах, носят характер методов «пожарной команды».


Анализ эколого-экономических факторов в общей картине чрезвычайных ситуаций (ЧС) диктует определенный перечень причинно-следственной связи происходящих природно-техногенных катастроф:

  1. «усталость» технических средств;
  2. внешние причины;
  3. человеческий фактор;
  4. ошибки эксплуатации;
  5. ошибки технического обслуживания;
  6. ошибки па этапе проектирования;
  7. банкротство.

Не только в России, но и во всем мире озабоченность нарастает в связи со все возрастающим количеством ежегодно возникающих ЧС природного и техногенного характера, увеличением их масштабов.


Складывающаяся обстановка требует принятия мер по обеспечению безопасности населения и ОС как на уровне административного управления, так и в плане научных разработок методов анализа и прогнозирования вероятности опасного события и ущерба при его осуществлении. В докладе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий еще в 2002 г. отмечалось, что обеспечение защиты населения и территории от ЧС природного и техногенного характера является одной из важнейших задач государственной политики России в области национальной безопасности и устойчивого развития общества.


Доклад разработан на основе материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, и содержит: а) данные о ЧС на объектах различных отраслей экономики и на территориях РФ за предшествующие пять лет, сведения о причинах их возникновения и тенденциях возрастания или сокращения по сравнению с предыдущим периодом; б) уточненные оценки опасности появления источников ЧС и анализ положения дел в их профилактике и прогнозировании, а также мер, направленных на предотвращение возникновения и развития ЧС; в) оценку эффективности средств и принятых мер по снижению масштабов вероятных ЧС и ущерба от них (в том числе, проанализированы такие аспекты, как состояние инженерной, радиационной, химической, медицинской и социальной защиты людей от ЧС, организация оповещения о ЧС, эвакуации и первоочередного жизнеобеспечения пострадавших от ЧС, подготовленность специалистов и обученность населения правильным действиям в условиях ЧС; г) анализ основных тенденций динамики ЧС природного и техногенного характера; д) предложения по осуществлению правовых, экономических и организационно-технических мер, имеющих целью совершенствование системы защиты населения и территорий от ЧС, предупреждение и увеличение эффективности ликвидации ЧС, а также уменьшение масштабов их последствий. Впервые в Доклад были включены разделы, посвященные защите от террористических акций и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС.


Проблема безопасности в концепции устойчивого развития требует принятия ряда мер по переходу к методам управления в сфере экономики и социальной инфраструктуры, основанным на анализе и оценке риска как количественной характеристики опасности для населения и ОС от того или иного объекта повышенной опасности, к управлению рискам в ЧС.


Устойчивое развитие общества и безопасность - два взаимосвязанных понятия, имеющих важное значение при выборе целей и путей достижения высокого материального и духовного уровня людей.


На основе рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию, определяющих принципы согласованной политики устойчивого развития мирового сообщества и сохранения биосферы, в Российской Федерации были разработаны:

  1. основные положения государственной стратегии РФ по охране ОС и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента РФ от 4.02.1994 г. №236);
  2. концепция перехода РФ к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 1.04.1996 г. №440);
  3. концепция национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ ОТ 17.12.1997 г. №1300);
  4. государственная стратегия устойчивого развития РФ (в основном одобренная Правительством РФ в декабре 1997 г.);
  5. национальный план действий по охране окружающей среды РФ на 1999-2001 гг. (НПДООС);
  6. экологическая доктрина РФ (одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г.).

В Экологической доктрине РФ подчеркивается, что переход на стратегию устойчивого развития должен быть сопряжен с обеспечением безопасности в любой сфере деятельности общества и государства.


В 2002 г. на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург) были приняты «Политическая доктрина» и «План действий», являющиеся основой для реализации принципов устойчивого развития. В последнем документе особо отмечено, что «существенно важное значение для достижения устойчивого развития и обеспечения, того, чтобы оно отвечало интересам всех, имеют мир, безопасность, стабильность и уважение прав человека и основных свобод, включая право на развитие, а также уважение культурного разнообразия».


Применительно к анализу уровня безопасности разработано несколько концепций безопасности, опирающихся на следующие принципы (или их сочетания):

  1. принцип безусловного приоритета безопасности и сохранения здоровья над любыми другими элементами условий и качества жизни;
  2. принцип минимальной опасности, при которой риск становится настолько низким, насколько это реально и достижимо.