Главной задачей исследования рисков природных и техногенных катастроф является снижение степени опасности и смягчение последствий ЧС. В рамках Федеральной целевой программы МЧС России 2002-2005 гг. представлены основные направления достижения этих целей и внедрение таких разработок как: системы диагностики и защиты от ЧС на высокорисковых объектах; методические рекомендации по управлению природно-техногенной безопасностью по интегральным критериям риска па региональном уровне; методики аттестации и управления подготовкой руководящих кадров в области регулирования природных и техногенных рисков с учетом уровней управления; методы оценки экономической эффективности структур и методов управления безопасностью природных и техногенных систем.
Проведенные эксперименты по внедрению методики исследования восприятия населением социально-экономических последствий ЧС, включающих интегральный (сумма прямого и косвенного) социальный ущерб, выявили социально-психологические закономерности и механизмы воздействия на поведение населения, которые позволяют создать эффективную систему взаимодействия местных властей с активной частью населения, сиять социально-психологическую напряженность и повысить степень доверия к власти и способствовать обеспечению социальной стабильности в обществе.
Факторы, формирующие прямой и косвенный социальный ущерб представлены на рис.8.3а и 8.36.
Рисунок наглядно демонстрирует потери, которые несет социальная сфера от ЧС, связанных с природными и техногенными катастрофами.
Анализ и прогноз социально-экономических и экологических последствий ЧС необходимы для того, чтобы разработать мероприятия по государственному регулированию процесса развития социально-экономической и экологической системы обеспечения снижения риска и смягчения последствий аварий и катастроф. Целью прогноза социально-экономических последствий ЧС является определение возможного объема экономического ущерба и структурных сдвигов в хозяйстве регионов, наступающих в результате ЧС, а также связанных с этим качественных изменений социально-экономической ситуации на региональном и федеральном (макроэкономическом) уровнях.
Рис.8.3. Составляющие прямого социального ущерба (а) и факторы, формирующие косвенный социальный ущерб (б)
Уровень экологической безопасности в любом государстве определяется уровнем развития его экономики и социальным устройством. В новых техногенных и экономических условиях возникла проблема формирования требований, ограничивающих деятельность и поведение людей. Эти требования должны содержать не только строгие нравственные установки, но и научно-обоснованные ограничения, относящиеся в первую очередь к области природопользования и связанные с проблемами создания экологически чистых технологий.
Новые технологии позволили создать наблюдательные средства, был собран и обработан огромный материал, свидетельствующий о быстром изменении концентрации химических веществ во всех средах. К управлению экологической безопасностью относятся процессы, сокращающие риск до уровня, который считают приемлемым, а также гарантированный контроль, мониторинг.
Вводимые критерии должны быть определены не зависимым от источника риска способом на основе наиболее общих целей безопасности общества и защищенности природной среды. Обеспечение безопасности человека и природы требует решения целого ряда теоретических, методологических и методических проблем, которые можно подразделить на оценки экспертирования и управления риском. Главная проблема в создании универсальной методологии комплексного анализа риска для человека и природной среды - проблема учета, сравнения и интегрирования различных техногенных воздействий при оценке экологической опасности на отдельном производстве или отдельной территории региона.
В этой связи первоочередной и актуальной является задача построения методов оценки экологической опасности: воздействия химических, радиационных, физических и других факторов техногенного происхождения. При этом такие методы должны оставлять возможность для дальнейшего обобщения. К решению этой задачи можно подходить, с одной стороны путем построения унифицированного метода оценки интегрального риска, с другой - путем использования опыта исследований по биоиндикации и биомониторингу (включая исследования медицинских или демографических показателей в качестве биоиндикаторов), позволяющих делать заключение о комплексной техногенной нагрузке па человека и окружающую среду и, таким образом, в относительных единицах измерять экологическую опасность и ущерб, причиненный ОС и здоровью населения.
Прямой экологический ущерб связан с ущербом природной среде и здоровью населения. Факторы, формирующие экологический ущерб представлены на рис.8.5а и 8.5б.
Анализ последовательности событий и ущерба при аварии или ЧС показывает, что по мере продвижения по дереву событий ослабевает влияние исходного события и возрастают трудности оценки косвенного ущерба. Поэтому в качестве оценки косвенного ущерба могут использоваться экспертные оценки в долях от прямого ущерба, без детализации и анализа отдельных составляющих.
Переход от натуральных ущербов к экономическим эквивалентам па сегодняшний день представляет весьма сложную задачу, поскольку нормативные показатели платы за причиненный ущерб зачастую отсутствуют. Как показывает практика, приводимые статистические данные о потерях отражают лишь прямые потери (стоимость основных фондов, продуктов производства). Подобное положение характерно не только для нашей страны. Так, по расчетам американских исследователей, прямые потери при аварии па атомной станции Тримайл Айленд оцениваются немногим более 1 млрд. долл. В то же время совокупные издержки по АЭС составили 130 млрд. долл.: 55 млрд. долл. - увеличение сроков сооружения АЭС с 9 до 13 лет; 38 млрд. долл. - установка новых систем контроля, безопасности и переподготовка персонала.
Рис.8.5. Составляющие прямого экологического ущерба и факторы, формирующие косвенный экологический ущерб