Анализ статистики аварий и катастроф в России, выполненный службами государственного надзора, показывает, что число смертельных случаев ежегодно увеличивается на 10-25%, а в некоторых отраслях (например, на авиационном транспорте) - на 50%. Так, по данным Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) РФ, ежегодно происходит около 1000-1500 аварий и катастроф (за исключением аварий на автомобильном транспорте и производственного травматизма), в которых погибают или получают увечья десятки тысяч человек.
Материальный ущерб вследствие аварий и катастроф постоянно растет. Произошло смещение основной тяжести последствий аварий и катастроф в сторону увеличения числа смертельных случаев при относительной стабилизации материальных потерь. Все это происходит па фоне падения основного производства и сокращения числа потенциально опасных объектов. Таким образом, удельные показатели аварийности работы опасных объектов за последние годы растут еще более быстрыми темпами.
В условиях экономики переходного периода, реформирования, становление российского законодательства и регулирования в области промышленной безопасности, защиты от ЧС, охраны ОС и труда разработка системы управления промышленной, экологической безопасностью и охранной труда (СУПЭБОТ) - актуальная задача для вертикально интегрированных компаний РФ. С точки зрения авторов работы целесообразно следующее определение: СУПЭБОТ - это часть общей системы менеджмента вертикально интегрированной компании, обеспечивающая управление рисками в области промышленной, экологической безопасности и охраны труда, связанная с деятельностью компании.
СУПЭБОТ включает следующие компоненты: целеориентированные (назначение, цели, задачи, показатели и критерии эффективности); функциональные (аппарат управления, распределение функций, лидерство); административные (планирование, организация, мотивация, аудит). Важной составной частью управления рисками является система управления рисками ЧС (или управление природной, техногенной и социальной безопасностью населения).
Для управления рисками ЧС следует развивать:
Структура системы управления природными и техногенными рисками в масштабе страны или на конкретной территории имеет вид, изображенный на рис.8.8.
Рис.8.8. Структура системы управления природным и техногенным рисками
Для управления риском обычно используется подход, основанный на субъективных суждениях и игнорирующий социально-экономические аспекты, которые в значительной степени определяют уровень безопасности личности и общества.
Научный подход к принятию решений в целях устойчивого развития включает следующие основные элементы:
Управление риском - это целенаправленная деятельность по реализации наилучшего из возможных способов уменьшения рисков до уровня, который общество считает приемлемым, при заданных ограничениях па ресурсы и время. Эта деятельность основывается на выработке стратегий для принятия решений, и осуществления практических мер в целях предупреждения ЧС, уменьшения их масштабов и проведения защитных мер в ходе ликвидации их последствий.
В общем случае управление риском включает разработку и обоснование оптимальных программ деятельности, призванных эффективно реализовать решения в области обеспечения безопасности. Главный элемент этих усилий - процесс оптимального распределения ограниченных ресурсов, расходуемых для снижения различных рисков с целью достижения такого уровня безопасности населения, социальных, политических и хозяйственных институтов, окружающей природной среды, какой только достижим в существующих реальных экономических и иных условиях.
Этот процесс основан па мониторинге ОС и анализе риска. В целом, когда имеется в виду выработка и реализация комплекса разнообразных мер по управлению совокупности взаимосвязанных рисков, можно говорить об управлении безопасностью в той иной области. Управление безопасностью при угрозе и в случае возникновения ЧС является широким понятием, включающим не только меры по предотвращению возникновения ЧС и уменьшению их последствий, по и мероприятия по подготовке к отражению реализовавшихся угроз.
Управление риском базируется на комплексном подходе, когда учитывается максимально возможное число значимых компонентов и их взаимосвязей. Этот учет возможен за счет системного анализа. Поэтому принятию управленческих решений должен всегда предшествовать системный анализ, представляющий собой совокупность методов и средств исследований сложных многоуровневых и многокомпонентных систем, объектов, процессов. Он опирается па комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. Еще раз подчеркнем, что системный анализ играет важную роль при выработке и принятии управленческих решений, фактически является составной частью управленческой деятельности.
По мере обострения проблем обеспечения природно-техногенной безопасности во всех странах с развитой рыночной экономикой идет процесс создания и развития централизованных административных систем управления охраной ОС. Примером могут служить американские «командно-контрольные системы», которые базируются на законодательном ограничении вредных воздействий па природу, человека и хозяйственные объекты, государственном нормировании и контроле за ними, использовании различного рода санкций к нарушителям, государственном субсидировании мер по улучшению безопасности жизнедеятельности.
Однако, по мере усложнения задач и роста затрат на обеспечение безопасности, все в большей мере начинает выявляться малая эффективность директивных мер и слабая восприимчивость такой системы к достижениям научно-технического прогресса. В связи с этим, в европейских странах, например, наблюдается преобразование систем управления в сторону всесторонней подготовки к внедрению в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве и в торговле единых стандартов, правил и мероприятий по прогнозированию, предотвращению и минимизации последствий ЧС, готовится переход на систему обязательной сертификационной подготовки и переподготовки специалистов.
Естественно, что в этих условиях научные и инженерно-технические разработки, в основном, посвящались решению задач повышения надежности машин и механизмов, сложных технических систем и связанных с. этим проблем повышения ресурса безотказной работы оборудования. Однако нарастающее число и тяжесть крупных аварий и катастроф, результаты объективного анализа причин их возникновения, динамики развития и характера последствий заставили ученых и специалистов иначе оценивать ситуацию, перейти на концепцию управляемого (приемлемого) риска.