В начало разделаЧрезвычайные ситуации → Эколого-экономическая деятельность предприятий → Концепция приемлемого риска при чрезвычайных ситуациях

Концепция приемлемого риска при чрезвычайных ситуациях


Концепция приемлемого риска допускает возможность ЧС при условии, что риск ее возникновения оправдан с точки зрения заранее обусловленных экономических и социальных факторов. Данный подход широко используется в развитых странах и положен в основу современной научно-технической политики в области национальной безопасности.


В России также введена система сертификатов. Переход к устойчивому развитию предполагает широкое распространение экологически ориентированных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Для современного предприятия наличие эффективной системы управления воздействиями на окружающую среду является основой обеспечения стабильных характеристик функционирования, так как она позволяет уменьшить экологический, информационный и коммерческий риски загрязнения компонентов ОС, связанные с принятием управленческих решений.


Практика показала, что предупреждение является экономически более выгодным, чем ликвидация негативных экологических последствий, влекущая за собой штрафные санкции и административную ответственность. Ужесточение конкурентной борьбы как на внутреннем, так и мировом рынке также является стимулом к внедрению на предприятиях системы управления окружающей средой, так как наличие сертификата соответствия требованиям международного стандарта ISO 14001 может быть одним из условий, выдвигаемых партнерами или инвесторами. Организация может использовать стандарты ISO серии 14000 для внутренних нужд, например, как модель системы управления ОС или формат внутреннего аудита системы управления ОС.


Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на ОС и приводить свою деятельность в соответствие с требованиями в области ее охраны. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать партнерам, клиентам и общественности соответствие системы управления ОС современным требованиям. Также организация может получить сертификат третьей (независимой) стороны о соответствии системы управления ОС требованиям стандарта ISO 14001. По опыту внедрения стандартов ISO серии 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, является движущей силой внедрения систем управления ОС.


Основной порядок, задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в РФ установлены ГОСТ-ом Р 1.0-92 (Государственная система стандартизации РФ. Основные положения) и ГОСТ-ом Р 1.2-92 (Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки государственных стандартов). В данном стандарте реализованы нормы Федерального Закона от 16 ноября 1995 г. №167-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» и Федерального Закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Стандарт разработан для охраны окружающей среды в случае утечки нефти. В документе обозначена область применения, указаны определения и терминология.


Промышленная безопасность относится к числу достаточно консервативных областей деятельности. Однако когда меняются условия и характер производства, возникает необходимость в преобразовании системы управления промышленной безопасностью (СУПБ), которая должна функционировать в соответствии со сложившейся ситуацией. Согласование целей, определенных для иерархических уровней управления производственной компанией, может повысить - эффективность функционирования СУПБ и снять многие вопросы, связанные с формальным отношением к обеспечению промышленной безопасности, с недостатком финансирования мероприятий по безопасности и низкой производственной дисциплиной.


Такое согласование целей и, в конечном счете, действий возможно посредством разработки программы развития СУПБ на предприятии. По итогам семинаров для специалистов по промышленной безопасности и первых руководителей предприятий, которые проводились совместно с Управлением Челябинского округа Госгортехнадзора России и НТЦ-НИОГР (всего в семинарах приняли участие более 500 чел.), были сформулированы целевые параметры для уровней управления по стадиям развития СУБП.


В Российской Федерации для обеспечения безопасности в природной и техногенной сферах создана и функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС. Она представляет собой объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и организаций, в полномочие которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС (ГОСТ Р 22.0.02-94). В процессе достижения этих целей в рамках РСЧС преимущественно и осуществляется напрямую или косвенно управление природными и техногенными рисками, обеспечивается природная и техногенная безопасность.


В целях повышения эффективности государственного контроля в области охраны окружающей среды и работы органов внутренних дел по выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства ГУВД Московской области предлагает: подготовить предложения в Правительство РФ о создании специализированных подразделений по борьбе с экологическими правонарушениями па постоянной основе в структуре МВД РФ или в структуре соответствующих министерств, либо рассмотреть вопрос о создании Федеральной экологической службы, наделенной полномочиями по выявлению и расследованию преступлений, соответствующих главе 26 УК РФ, составлению и рассмотрению протоколов об административных правонарушениях; подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты РФ (Закон РФ « О милиции» Кодекс «О административных правонарушениях РФ») в части наделения подразделений милиции по борьбе с экологическими правонарушениями необходимыми правомочиями по обеспечению экологической безопасности и повышения эффективности государственного контроля в области охраны ОС, о наделении специализированных подразделений полномочиями по составлению и рассмотрению протоколов об административных правонарушениях, по составлению протоколов осмотра места происшествия, последующего документирования и фиксирования следов преступлений, проведению оперативно-розыскных мероприятий при выявлении преступлений, предусмотренных главой 26 УК РФ и связанных с ними иных составов преступлений, таких, как статья 330 «Самоуправство», ст. 171 «Незаконное предпринимательство», статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», статья 286 «Превышение должностных полномочий», ст. 293 «Халатность» и т.д.; разработать и утвердить постановлением Правительства РФ методики расчета ущерба окружающей природной среде и здоровью человека, несанкционированным размещением отходов на полигонах и земельных участках, расположенных в том числе в водоохранных зонах, в результате незаконной добычи недр (в отсутствие лицензии либо правоустанавливающих документов на земельный участок и др.), несанкционированных сбросов неочищенных сточных вод, вредных веществ в водные объекты, являющиеся в том числе источниками питьевого водоснабжения, па рельеф местности и др.


Важно отметить, что акция контроля государственных органов проводится не только в центре, по и в регионах. Так в работе описывается координационная акция - проект Enviro-RISKS (антропогенные риски для ОС: мониторинг, управление и исправление антропогенных изменений в Сибири) и его состояние па сегодняшний день. Особое внимание уделено тематическим приоритетам этой акции и первым полученным результатам, в частности, недавно запущенному веб-порталу Enviro -RISKS, как основному элементу целевого объединения в сеть основных участников исследований ОС.


Как показывает анализ эколого-экономического состояния общества, свидетельствующий о нарастании рисковых ситуаций, необходимо усиление государственного контроля предприятий по применению законодательства в области охраны ОС и здоровья населения.


Рассмотрено существующее положение о применении штрафных санкций к нарушителям законодательства в области охраны здоровья и экологической обстановки. Представлены сведения по применению штрафов в различных странах (Германия, Испании, Португалии, Греции, Италии, Австрии, Японии, Великобритании, США и др.). Отмечена необходимость унификации этих санкций с учетом нанесения вреда и в случае повторных нарушений этого законодательства. Указано, что при вынесении решения о наложении наказания помимо штрафов могут быть использованы альтернативные решения, включающие административное воздействие на нарушителя и другие мероприятия. Показано, что применение и объем штрафных санкций должны соответствовать нанесению ущерба и сопровождаться ознакомлением общественности о принятых мерах воздействия.


При этих санкциях, развитие экономической эффективности производства, выражается в уменьшении материальных затрат на единицу продукции, не должна снижаться. Реализация этого критерия - рост производительности труда позволяет освободить общественные фонды накопления от необходимых затрат на исходные материалы в пользу решения других задач или же на надежной материальной базе создать больше продукции. На предприятиях мероприятия по охране ОС должны включаться в бизнес план. Регулирование осуществляется органами государственного управления путем установления для природопользователей экономических различий - регуляторов. Это прежде всего налогово-кредитные рычаги, финансирование из различных источников, ценообразование, платежи за использование природных ресурсов, за загрязнение среды, за размещение вредных веществ.


Предприятия, использующие природные ресурсы, согласно новому Закону РФ об охране ОС, обязаны заключать договор с региональными или федеральными органами власти о комплексном природопользовании, который предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда. Поступающие платежи перечисляются в региональные бюджеты и фонды по охране ОС.