В начало разделаЧрезвычайные ситуации → Эколого-экономическая деятельность предприятий → Порядок пользования природной средой и природным ресурсами при чрезвычайных ситуациях

Порядок пользования природной средой и природным ресурсами при чрезвычайных ситуациях


Порядок пользования природной средой и природным ресурсами основывается на принципах охраны природной среды и неистощимости использования природных ресурсов, создание нормальных экологических и экономических условий для ныне живущих и будущих поколений, обеспечения приоритетных направлений природопользования и контроля состояния окружающей природной среды.


Согласно статье 20 Закона РФ об охране окружающей среды, важнейший элемент нового финансирования - платность природных ресурсов - ориентированного на рыночные реформы. К числу других существенных экономических стимулов следует отнести экологические фонды и экологическое страхование. Закон РФ предусматривает плату не только за загрязнение окружающей природной среды, но и за использование природных ресурсов. Платность природных ресурсов, несомненно, повышает материальную заинтересованность природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.


Одним из наиболее распространенных мероприятий в деле снижения техногенного воздействия на ОС является применение штрафных санкций к нарушителям законодательства в области охраны ОС. При этом необходима унификация этих санкций с учетом нанесенного вреда и в случае повторных нарушений этого законодательства. При вынесении решения о наложении наказания помимо штрафов могут быть использованы альтернативные решения, включающие административное воздействие на нарушителя и другие мероприятия. Применения и объем штрафных санкций должны соответствовать нанесенному ущербу и сопровождаться широким ознакомлением общественности о принятых мерах воздействия.


Алгоритм количественной оценки экологического риска с полным возмещением вреда, создающего угрозу жизни, здоровью человека и будущих поколений рассмотрены в статье для г.Тулы. Авторы предлагают введение двухступенчатой схемы оплаты за негативное воздействие на ОС. Первый вид платы за нормативные выбросы осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Второй - определяется в соответствии с методом количественной оценки величины популяционного ущерба здоровью жителей региона, наносимого конкретным промышленным объектом. Сумма в полном объеме поступает в управу города. Необходимость начисления двух видов оплаты вызвана тем, что размер социально-экономического ущерба от скрытого повреждения здоровья, наносимого, например, населению Тулы, превышает нормативную плату за выбросы промышленными объектами (513,5 и 4млн руб., соответственно).

К вопросу оптимизации распределения ресурса при управлении риском в техносфере

В данном параграфе рассмотрена возможность управления риском в техносфере через оптимизацию распределения ресурса при функционировании сложной технической системы. Предотвратить чрезвычайные ситуации на производстве практически невозможно, но предсказать вероятность их возникновения и, тем самым, минимизировать эколого-экономический ущерб - необходимо. Для этого существуют специальные методы прогнозирования опасных ситуаций (оценка риска), основанные как на теоретических расчетах моделей происходящих процессов, так и на мониторинговых исследованиях эколого-экономических систем.


Понятие риска определяется как произведение вероятности возникновения опасного события и ожидаемого ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью населения в результате этого события. В общем случае - это сумма всех рисков, имеющих место в результате деятельности техносферы:

Такая комбинация двух величин, определяющих риск, в одну представляется вполне целесообразной, так как дает возможность упростить процедуру оценки риска, решая задачу поэтапно-рассчитывая отдельно вероятность опасного события («технический риск») и причиненный ущерб.


Рассмотрим возможность оценки технического риска в техносфере через действующие в ней факторы опасности.


Опасность - событие, или явление, в котором присутствует и действует большое число факторов опасности, связанных с той или иной сферой человеческой деятельности. Поэтому и риск можно представить как вероятность одновременной реализации многих факторов опасности:

RQ = Q(X1,X2,...Xn) (8.1)

где Xi - факторы опасности. Совокупность факторов опасности можно интерпретировать как точку с координатами X1, Х2, Хn или как вектор в пространстве n измерений (n-мерный вектор). Вероятность попадания случайной точки в пределы n-мерной области D может быть выражена n-кратным интегралом:

(8.2)

где f(x1, х2, ..., хn) — плотность распределения факторов опасности.


В этом случае математический анализ вероятности Rq становится чрезвычайно громоздким. Поэтому, в первую очередь, этот анализ должен заключаться в разложении события (явления) на простейшие элементы для поэтапного математического описания.


Такое разложение нередко приводит к идеализированной или упрощенной модели, но, тем не менее, из количественного решения именно такой модели можно получить вполне адекватное описание реальной проблемы.


Основная задача в любой сфере деятельности - это не оценка риска опасности и управление этим риском, а обеспечение безопасности. Поэтому первым шагом к идеализированной модели будет переход от риска опасности к вероятности безопасности и к управлению этой мерой безопасности.

Р = 1-RQ = 1-Q(X1, X2...Xn) (8.3)

Факторы опасности непосредственно связаны с определенной сферой человеческой деятельности, которая может нормально функционировать только при наличии определенных ресурсов, а также способов их распределения и использования. Способы оптимального распределения ресурсов для повышения безопасности отдельных сфер деятельности можно считать оптимальным управлением, или просто управлением, так как не оптимальное управление не есть управление, а нечто другое.


В настоящее время отсутствует единая концепция управления риском опасности. Большинство работ посвящено либо конкретным высокоопасным отраслям хозяйства, либо отдельным методам оценки и управления.


В данном случае предлагается метод управления риском и его оценки через оптимизацию вероятности безопасности Р. Задача ставится следующим образом. Имеется некоторая техносфера, состоящая из п различных сфер (элементов) человеческой деятельности, каждая из которых может быть источником некоторого фактора опасности. Безопасность каждой сферы (элемента) есть необходимое условие безопасности всей техносферы. Каждая сфера деятельности может представлять опасность независимо от других. Безопасность всей техносферы есть одновременная безопасность всех элементов и может быть записана в виде:

Р=Р1Р2...Рn (8.4)

где Pi — вероятность безопасности i-го элемента техносферы.


В любой нормальной ситуации при прочих равных условиях должно действовать правило: чем больше ресурсов вкладывается в ту или иную деятельность, тем более эффективным должно быть ее функционирование. Это утверждение применимо к рассматриваемому случаю. Чем больше вкладывается ресурсов в обеспечение безопасности каждого элемента, тем на большую безопасность можно рассчитывать.


Пусть имеется количество ресурсов, которое нужно распределить по всем n элементам техносферы таким образом, чтобы в результате распределения максимизировать вероятность безопасности всей техносферы Р. Для решения такой задачи необходимо знать зависимости между вероятностями безопасности каждого элемента техносферы от вложенных ресурсов в их безопасность. Естественно предположить, что эти зависимости выражаются возрастающими функциями.


Таких функций довольно много, поэтому всегда можно подобрать зависимость вероятности безопасности i-го элемента техносферы от вкладываемых в его безопасность ресурсов. Требуется найти такое распределение ресурсов по отдельным сферам деятельности, которое приводит к максимизации вероятности безопасности всей техносферы:

Pmax = P1(S10)P2(S20)...Pn(Sn0) (8.5)