Энергосбережение в образовании. Обязанности администрации и учебно-педагогического персонала
В своей деятельности по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда и проведению учебных занятий учреждения системы образования руководствуются законами РБ, указами Президента РБ, положениями об организации работы по охране труда в системе образования.
Руководство и ответственность за общее состояние охраны труда в учреждениях системы образования возлагается на их руководителя (ректора, директора школы), который:
- является ответственным за организацию и проведение учебного процесса в соответствии с действующими нормами и правилами по технике безопасности и производственной санитарии;
- осуществляет выполнение приказов органов образования, правил, инструкций, предписаний и решений технической, пожарной и санитарной инспекций по вопросам охраны труда и технике безопасности;
- обеспечивает учебное заведение инструкциями, плакатами и другими нормативными документами по технике безопасности;
- ежегодно заключает с профсоюзным комитетом соглашения по охране труда и проводит ежеквартальную проверку выполнения мероприятий по охране труда с составлением акта;
- заслушивает отчеты ответственных лиц за состояние охраны труда и принимает необходимые меры к устранению имеющихся недостатков;
- ставит на обсуждение педсовета вопросы организации работы по охране труда и обеспечивает создание безопасных и здоровых условий для учебы и труда;
- организует расследование несчастных случаев, связанных с учебным процессом и производством;
- организует семинары по обучению и повышению квалификации сотрудников в области охраны труда и действующего трудового законодательства;
- проводит (на рабочем месте) инструктаж персонала по технике безопасности, а также инструктирует каждого вновь прибывшего работника, оформляя проведенный инструктаж в журнале;
- организует ежегодные проверки состояния защитного заземления и периодические проверки состояния изоляции электрических сетей согласно соответствующим Правилам;
- своевременно организует осмотры и ремонт зданий учебного заведения;
- осуществляет систематический контроль за исправностью водопровода, газопровода, канализации;
- организует безопасное хранение на складах и хранилищах топлива, горюче-смазочных материалов, оборудования и сырья.
Директор школы в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и Уставом школы возлагает на подчиненных ему работников круг конкретных обязанностей по охране труда в школе.
Заместитель директора школы по учебной\ работе (завуч) организует и контролирует выполнение мероприятий по созданию безопасных и здоровых условий обучения учащихся; отвечает за правильную организацию учебно-воспитательного процесса в школе, осуществляет контроль за постановкой этой работы.
Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы ведет внеклассную и внешкольную работу и направляет общественно-полезный труд учащихся, инструктирует Классных руководителей, учителей, воспитателей, принимает необходимые меры для охраны жизни и здоровья учащихся.
Заместитель директора школы по хозяйственной части
осуществляет непосредственное руководство производственно-хозяйственными подразделениями по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда и проведению учебных занятий, выполнению ими мероприятий по охране труда. Обеспечивает учебные помещения оборудованием и пожарным инвентарем, организует работы по эксплуатации и содержанию школьного здания, территории школы и несет ответственность за пожарную безопасность в школе.
Заведующий кабинетом, лабораторией, мастерской, руководитель кружка:
- принимает необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий;
- обеспечивает выполнение действующих правил и инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;
- проводит занятия и работы при наличии соответствующего оборудования и других условий, предусмотренных правилами и нормами по охране труда;
- обеспечивает безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов, инструментов и санитарное состояние помещений;
- проводит инструктаж учащихся по технике безопасности с соответствующим оформлением инструктажа в классном журнале;
- разрабатывает мероприятия по технике безопасности для включения их в план и соглашение по охране труда;
- не допускает учащихся к проведению работы или занятиям без предусмотренной спецодежды и защитных приспособлений;
- немедленно извещает директора школы о каждом несчастном случае;
- отвечает за несчастные случаи, происшедшие в результате невыполнения возложенных на него обязанностей;
- приостанавливает проведение работы или занятий, сопряженных с опасностью для жизни, и докладывает об этом директору школы.
Обязанности учителей, воспитателей и других работников школ и учреждений по соблюдению требований охраны труда и действующего трудового законодательства определяются директором с учетом правил и инструкций.
Учителя, воспитатели:
- несут ответственность за несоблюдение санитарно-гигиенического режима и безопасных условий учебы и работы;
- обеспечивают надзор за безопасным состоянием и эксплуатацией оборудования, приборов, инструментов и санитарным состоянием помещений;
- проводят (на рабочем месте) инструктаж по технике безопасности каждого учащегося при проведении работ, связанных с учебно-воспитательным процессом, с оформлением проведенного инструктажа в журнале;
- ставят в известность директора школы о происшедшем несчастном случае, связанном с проведением учебно-воспитательного процесса.
Работа администрации школы по соблюдению всех законоположений по охране труда должна вестись в тесном контакте с профсоюзной организацией.
Для управления охраной труда необходимо:
- планирование работ по охране труда;
- организация и координация работ в области охраны труда;
- учет и анализ состояния охраны труда;
- контроль за состоянием охраны труда;
- стимулирование работы по охране труда.
Целью этой работы является улучшение условий труда и учебы школьников, и достигается это за счет:
- обучения учащихся и учителей безопасности труда;
- обеспечения безопасности в кабинетах и лабораториях;
- нормализации санитарно-гигиенических условий труда;
- обеспечения школьников средствами индивидуальной защиты;
- обеспечения режимов труда и охраны труда;
- обеспечения безопасности учебного и производственного оборудования.