В начало разделаОхрана труда и энергосбережение → Основы энергосбережения

Энергосбережение в образовании. Обучение охране труда школьников и студентов

Со всеми, студентами» школьниками, учителями, преподавателями, обслуживающим персоналом в соответствии с законодательством проводят инструктаж по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.


В соответствии с указаниями о проведении инструктажа и обучения охране труда, технике безопасности и производственной санитарии в учебных заведениях, предприятиях, учреждениях и организациях системы среднего образования РБ инструктажи проводят в виде:

  1. вводного инструктажа;
  2. первичного инструктажа на рабочем месте;
  3. повторного (периодического) инструктажа;
  4. внепланового инструктажа;
  5. текущего (целевого) инструктажа;
  6. повседневного инструктажа;
  7. курсового обучения;
  8. массовой пропаганды правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

Вводный инструктаж. Проводят в виде лекций-бесед в рабочее время лица, ответственные за охрану труда (инженер по технике безопасности, заведующий кабинетом, кафедрой).


Цель инструктажа — ознакомление учащихся, студентов с общими правилами охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии, с правилами внутреннего распорядка, поведения на территории учебного заведения, с вопросами профилактики производственного травматизма, организацией работы в учебном заведении по охране труда.


Программу вводного инструктажа разрабатывают с учетом требований системы стандартов безопасности труда (ССБТ), местных условий и специфики работы организации или учебного заведения.


Как примерная, может быть рекомендована программа, состоящая из следующих разделов:

  1. общие сведения об учебном заведении;
  2. законодательство об охране труда (основные постановления правительства, правила внутреннего трудового распорядка, охрана труда подростков);
  3. техника безопасности (основные опасные производственные факторы и причины несчастных случаев);
  4. производственная санитария (основные мероприятия по улучшению условий обучения и труда в мастерских, кабинетах, лабораториях; освещение, защита от шума);
  5. основы правильной организации рабочего места (чистота, размещение приборов, инструмента, материалов, изделий);
  6. электробезопасность;
  7. требования к приборам, оборудованию, инструменту;
  8. средства индивидуальной защиты (спецодежда, средства защиты рук, головы, глаз, лица, органов дыхания, защиты от шума), порядок выдачи и хранения; требования к средствам защиты ССБТ;
  9. пожарная безопасность (стандарты ССБТ, правила и инструкции по пожарной безопасности, причины пожаров, первичные средства тушения пожаров);
  10. оказания первой помощи пострадавшему (механические травмы, электротравмы, травмы глаз).

При проведении вводного инструктажа необходимо максимально использовать современные технические средства обучения (ТСО), наглядные пособия (плакаты, схемы, модели, макеты, диапозитивы, диафильмы, видеофильмы), поясняющие безопасные методы и приемы труда.


После проведения вводного инструктажа проверяют уровень усвоения основного изложенного материала.


Организацию проведения вводных инструктажей фиксируют в специальном журнале, хранящемся в кабинете или лаборатории. В нем ставят свои подписи лица, проводящие инструктаж. В школе факт проведения инструктажа фиксируется учителем в классном учебном журнале.


Первичный инструктаж. Проводят на рабочем месте с учащимися и студентами учителя школы, преподаватели соответствующих дисциплин вуза.


Цель инструктажа — ознакомление учащихся, студентов с требованиями безопасности при выполнении конкретной работы. Проводят инструктаж индивидуально с каждым учащимся (студентом), сотрудником в виде беседы и с практическим показом безопасных приемов и методов работы. Во время инструктажа знакомят с технологией выполняемого процесса, приборами, механизмами, их опасными зонами, предохранительными приспособлениями и ограждениями, с организацией и порядком содержания рабочего места, с порядком подготовки к работе. С безопасными приемами и методами работ, с действиями при возникновении опасных ситуаций и причинами производственного травматизма при выполнении данной работы, средствами индивидуальной защиты и правилами пользования ими, с правилами электробезопасности, мерами предупреждения пожаров, местами расположения средств пожаротушения и сигнализации.


Инструктаж на рабочем месте сопровождается показом правильных приемов работы.


Инструктируемый должен быть ознакомлен с инструкцией, соответствующей виду работ с учетом специфических особенностей и местных условий, требований стандартов ССБТ. Эта инструкция выдается на руки работающему человеку под расписку.


Инструктирующий проверяет далее степень усвоения правил безопасности и, убедившись в том, что обучающийся усвоил основные требования по охране труда, допускает его к самостоятельной работе, оформляя должным образом проведенный инструктаж в классном журнале.


Первичный Инструктаж допускается проводить с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование й в пределах общего рабочего места.


Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по программе, которая учитывает особенности производства (выполняемых работ) и требований нормативно-правовых актов (документов) по охране труда или по инструкциям данного рабочего места.


Повторный (периодический) инструктаж. Проводят с теми же лицами и примерно в том же объеме, что и инструктаж на рабочем месте.


Цель инструктажа — напоминание о безопасных приемах и методах работы, повторение и закрепление правил и инструктажей по охране труда. Проводиться он может как индивидуально, так и с группой учащихся, студентов одинаковой специальности, а заканчиваться инструктаж должен опросом инструктируемых.


Периодичность его проведения устанавливает руководитель учреждения. Однако срок этот доложен быть не более полугода, а в ряде случаев и чаще.


Внеплановый инструктаж. Проводится после несчастного случая или при нарушении работающими людьми правил по охране труда. При фиксировании в журнале инструктажей указывают причину его проведения.


Текущий (целевой) инструктаж. Проводится с работниками и учащимися, выполняющими задания повышенной сложности и опасности, на которые должен оформляться наряд-допуск.


Повседневный инструктаж. Проводится с учащимися при изучении тем разных учебных дисциплин, и его содержание определяется программой по предмету.


Цель инструктажа - ознакомление обучающихся с безопасными приемами выполнения порученной работы. Повседневный инструктаж должен быть конкретным, кратким, сопровождаться в необходимых случаях показом учителем правильных и безопасных приемов выполнения работы (например, лабораторной). Этот инструктаж не фиксируется в журнале инструктажей, но содержание его желательно поместить в методических указаниях по выполнению данной практической работы. Если инструктируемый что-либо не понял, он должен обратиться к преподавателю.


В системе образования проводится обучение предмету охрана труда с последующей аттестацией инспекторов школ, руководителей и их заместителей, заведующих лабораториями и кабинетами, учителей труда, физики, химии, биологии, физкультуры.


Большую помощь в проведении инструктажа и пропаганде безопасных методов труда оказывают кабинеты охраны труда.


При обучении охране труда следует шире использовать непосредственно на рабочих местах наглядную агитацию.