Анализ причин травматизма показывает, что большинство несчастных случаев связано с нарушением правил эксплуатации оборудования, установок, приборов; отсутствием должного контроля со стороны органов образования, руководителей учреждений за созданием здоровых и безопасных условий труда в классах, кабинетах, мастерских, при занятиях общественно полезным трудом, производительным трудом и на уроках физической культуры; привлечением к работе с учащимися плохо обученного в области охраны труда учебно-педагогического персонала, в результате нарушения трудовой и производственной дисциплины.
Большое количество учащихся получают травмы в дорожно-транспортных происшествиях, при пожараХ, во время купаний, деревозке их на транспорте, не приспособленном для этих целей.
Причиной ряда травм являются опасные пёроизводственные факторы и вредные производственные факторы. Совокупность этих факторов создает производственную опасность. Состояние условий труда, при котором отсутствует производственная опасность, определяет безопасность труда.
Государственная организация стандартизации (ГОСТ) подразделяет опасные и вредные производственные факторы по природе действия на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.
В производственных условиях, как правило, действует комплекс вредных и опасных условий труда.
Необходимо различать травмирующий фактор и причину несчастного случая. Травмирующий фактор непосредственно вызывает травму, а причиной несчастного случая считают результат нарушения стандартов, правил или инструкций по охране труда. Несчастный случай может произойти вследствие различных причин: технических, санитарно-гигиенических, организационных, психологических и физиологических, а также из-за отсутствия средств индивидуальной защиты (спецодежды, спецобуви, очков, масок) или небрежного обращения с индивидуальными защитными средствами.
Причины несчастных случаев в школьных лабораториях, кабинетах, мастерских условно можно разделить на две группы: 1) не по вине учащихся, студентов; 2) зависящие от них.
К первым относятся:
Ко вторым относятся:
Для анализа производственного травматизма и профессиональных заболеваний применяют различные методы. Статистический метод позволяет определить количественные параметры травматизма и их динамику. Для этого используют:
где п — число учитываемых несчастных случаев за отчетный период; с — среднесписочное количество работающих за тот же период;
где Т — суммарное количество дней временной нетрудоспособности по несчастным случаям, подлежащих учету за отчетный период; П — количество травм.
Возрастание Кч и Кт рассматривают как результат неудовлетворительной работы по охране труда. По этим параметрам можно вычислить показатель общего травматизма Кобщ определяющий количество дней нетрудоспособности на 1000 работающих:
Монографический метод анализа производственного травматизма заключается в детальном исследовании всего комплекса условий, при которых произошел несчастный случай; трудового процесса, оборудования, индивидуальных средств защиты, производственной обстановки.
Общие мероприятия по предупреждению травматизма состоят из организационно-технических, общесанитарных и индивидуально-защитных.
Организационно-технические мероприятия по предупреждению травматизма состоят из мероприятий по предупреждению несчастных случаев и мероприятий, предупреждающих заболевания на производстве, а также улучшающих общие условия труда.
К мероприятиям по предупреждению несчастных случаев в школах относятся:
К мероприятиям по предупреждению заболеваний относятся:
Мероприятиями по общему улучшению условий учебы и труда являются:
К общесанитарным мероприятиям относятся:
Цель пропаганды требований охраны труда — внедрение в учебно-воспитательный процесс Современных средств техники безопасности, Создание на каждом рабочем месте условий для производительного и безопасного труда.
Для этого разрабатывают памятки и инструкции по охране труда и технике безопасности, используют различные плакаты, предупредительные надписи, создают Кабинеты и уголки по охране труда. Эффективность этой работы во многом зависит от знаний и инициативы учителя.
Инструкции и памятки бывают двух видов: одни предназначены для выдачи на руки учащимся, другие — для ознакомления на рабочих местах. В них кратко изложены требования правил труда и техники безопасности по отдельным видам работ и профессиям.
Главными организующими центрами охраны труда в учреждениях системы образования должны стать кабинеты охраны труда. Наряду с кабинетом охраны труда целесообразно в учебных кабинетах организовать уголки охраны труда.
Большое значение в борьбе с травматизмом имеют различные формы агитационно-массовой работы по охране труда: общественные смотры охраны труда, конкурсы, лекции, беседы, совещания, массовые рейды, взаимные проверки; обследования, экскурсии в другие учреждения и на специальные тематические выставки. Эти формы особенно эффективны тогда, когда к их выполнению привлекают самих учащихся.