В начало разделаОхрана труда и энергосбережение → Основы энергосбережения

Кабинетная система в школе. Требования, предъявляемые к кабинетам, оборудованным средствами вычислительной техники

Требования, предъявляемые к кабинетам, оборудованным средствами вычислительной техники

Перед, работой учащихся на электронно-вычислительных машинах (ЭВМ) с ними следует провести инструктаж по ознакомлению с правилами работы в кабинете вычислительной техники, с требованиями безопасности и гигиены труда и занести это в специальный журнал.


Учащиеся в целях снижения напряжения зрительного анализатора при работе на ЭВМ должны соблюдать оптимальное расстояние глаз до экрана ЭВМ, составляющее 50-70 см.


Минимальное допустимое расстояние от глаз ученика до экрана должно быть 50 см. Несоблюдение этого требования вызывает излишнюю нагрузку на нервную и сердечно-сосудистую системы, приводит к стрессовым ситуациям.


Дело усугубляется и тем, что отечественные дисплеи выпускались без защитных .свинцовых стенок, поглощающих излучения разного рода. Отсутствие же на экранах антибликового слоя может привести к костно-мышечным патологиям.


Потому гигиеническими нормативами ограничиваются занятия с дисплеями (видеотерминалами) третьего класса (типа класс учебной вычислительной техники, КУВТ, "Ямаха", "Корвет") суммарной еженедельной длительностью для IX—XI классов — 20 мин, VII—VIII — 15 мин, V-VI - 10 мин.


Некоторые персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), используемые В общеобразовательных школах, снабжены профессиональными дисплеями (например; IBM, Pentium и др.). По большинству параметров они соответствуют существующим нормативам. Еженедельная суммарная длительность работы за такими дисплеями существенно выше. Например, 180 мин для учащихся X—XI классов, 60 мин для учащихся V—VI классов, при ограничении непрерывной длительности работы с ЭВМ 15—25 мин.

Воздействия, оказываемые компьютерной техникой на здоровье человека

Длительное сидение за компьютером приводит к деформации психики человека. Особенно если делается это в ущерб прогулке, чтению, общению с друзьями. Очень опасная вещь — компьютерная зависимость. Ученик становится замкнутым, необщительным, завышается самооценка личности. Ученику, овладевшему компьютером, кажется, что он познал все, и никакая физика с математикой, а тем более русский с географией, теперь совсем ни к чему. Здесь же, в виртуальной реальности, ощущение непосредственного участия в процессе может привести к нарушению психики — ребенок с неустойчивой нервной системой может потерять ориентацию в пространстве и во времени.


Установлено, что наиболее утомительны для людей игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции; Компьютерные игры провоцируют эмоциональное перевозбуждение, агрессию, от них устают гораздо быстрее, чем от обучающих программ. Очень важно сформировать у ученика правильное отношение к компьютеру, следить за тем, в какие игры привык играть подросток, объяснить, что компьютер — лишь средство более глубокого изучения других предметов.


Светящийся, нередко мерцающий экран, недостаточная четкость изображения вызывает утомление глаз. При длительной работе глаза теряют способность к аккомодации, т.е. быстрому наведению на резкость. Поэтому чрезмерные компьютерные увлечения могут привести к развитию близорукости.


Долгое сидение в одной позе вызывает нарушение осанки. Гиподинамия не лучший фактор в развитии личности. Неизменное положение при работе за компьютером приводит к усталости организма. При чтении книги человек, сам, того не замечая, каждые несколько минут меняет положение — и свое, и книги. Такая смена поз и положения книги дает возможность отдохнуть мышцам и глазам. При неподвижном экране пользователь лишен этой возможности, поэтому при чтении с экрана монитора очень скоро начинается ощущение дискомфорта. Кроме того, длительное снижение двигательной активности снижает физические способности организма и устойчивость к болезням.


Дисплей компьютера является источником электромагнитного излучения. И это действительно серьезная проблема. Как следствие регулярной работы с компьютером без применения защитных средств: заболевания органов зрения (60% пользователей); болезни сердечно-сосудистой системы (60%); заболевания кишечно-желудочного тракта (40%); кожные заболевания (10%); онкология. Безусловно, потенциальная опасность для детей гораздо выше, особенно осторожными с компьютерами врачи рекомендуют быть детям, юношам, женщинам. Организм вынужден тратить энергию на защиту от электромагнитного фона, оставляя меньше сил на защиту от вирусов.


Допустимый уровень излучения согласно ТСО-99 (известная шведская профсоюзная организация, посвятившая себя борьбе за здоровье пользователей. Ее название в первую очередь ассоциируется с мониторами: все уважающие себя фирмы-производители приводят соответствие своей продукции тому или иному стандарту ТСО) не должен превосходить 5000 наногреей в час.


При работе за монитором на основе жидко-кристаллических элементов, исчезают такие вредные факторы, как: электромагнитное излучение, электростатическая пыль, блики, отсутствие мерцания. Поэтому продолжительность работы за такими мониторами может значительно увеличиться.


При работе в тесном контакте с принтером пользователь рискует засорить свои дыхательные пути обильно выбрасываемой принтером пылью. ТСО-99 предписывает ограничить максимальную концентрацию пыли в воздухе вокруг работающего в обычном режиме принтера до ОД50 мг на кубометр и рекомендует сократить этот предел до 0,075 мг.


Каждый, кто работал с лазерным принтером, знаком с характерным запахом озона, возникающим при его работе. В больших количествах этот газ может негативно сказываться на дыхательных органах пользователя, поэтому максимальный объем эмиссии ограничен 0,02 мг на кубометр.


Акустический шум издают все принтеры, особенно матричные. Поэтому ТСО-99 предписывает сертифицируемым устройством работать с громкостью, не превышающей 40—50 дБ.