Оптимальные условия воздушной среды являются важным фактором сохранения здоровья и работоспособности человека. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: перегревание или переохлаждение тела, гипоксию, возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности.
При комплексной гигиенической оценке воздуха учитываются:
Вся совокупность перечисленных физико-химических и биологических свойств образует понятие микроклимата.
На самочувствие и работоспособность школьников наибольшее влияние оказывают температура, относительная влажность, скорость движения воздуха. Эти параметры нормируются так: температура воздуха в классе должна быть 18—19 °С, в физкультурном зале — 16—17 °С; относительная влажность воздуха в учебных помещениях должна быть 40—60%, в теплое время года возможно ее увеличение до 75% (оптимум — 50—60%). Скорость движения воздуха должна составлять 0,2—0,5 м/с в холодное и переходное время года и 0,5—1,5 м/с в теплое время года. (Ощущать воздушные потоки человек начинает при скорости воздуха 0,15 м/с.)
Электрическое состояние воздуха сильно влияет на работоспособность. В воздухе в нормальных условиях находятся положительно,и отрицательно заряженные частички — называемые аэроны (аэроионы). Отрицательные аэроны улучшают самочувствие, повышают работоспособность, а тяжелые, положительные, — действуют угнетающе. Обычно, по мере пребывания людей в помещении, легкие аэроны, оседая на частицах пыли и капельках влаги, превращаются в тяжелые, т. е. постепенно количество легких аэронов в воздухе закрытого помещения падает, а тяжелых — растет.
Поэтому в классах, особенно компьютерных, необходимо устанавливать аэронизаторы (люстра Чижевского).
Чем вызвано такое строгое нормирование температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха? Дело в том, что именно эти физические свойства воздуха сказываются, в первую очередь, на деятельности системы терморегуляции. По мере пребывания людей в помещении, температура и относительная влажность воздуха повышаются (было замечено, что если не следить за температурой, то к концу урока она повышается на 2—3 °С, к концу учебного дня на 5—6 °С). Естественно, что повышение температуры вызывает напряжение системы терморегуляции и получается, что много сил тратится не на полезную работу (усвоение учебного материала), а на борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды. В силу этого необходим постоянный контрольна температурой и влажностью воздуха: желательно, чтобы каждый класс или кабинет были снабжены термометром и прибором для определения относительной влажности воздуха (психрометром или гигрометром).
Воздух учебных помещений загрязняется пылью, газами, выделяющимися при работе оборудования, неправильной эксплуатации тепловых аппаратов, при некоторых технологических процессах и химических реакциях парами различных веществ, продуктами обмена веществ человека.
Среди загрязнений воздушной среды встречаются как ядовитые, так и неядовитые вещества.
Ядовитые (токсичные) вещества нарушают нормальную жизнедеятельность организма, приводят к временным и хроническим патологическим изменениям его. Работа с такими веществами учащимся запрещена. Однако и неядовитые вещества при длительном воздействии, особенно при больших концентрациях, могут Стать причиной различных заболеваний, например кожных, болезней легких и т. п.
К ядовитым газовым примесям в атмосферном воздухе относятся: оксид углерода (угарный газ), сероводород, аммиак, выхлопные газы автомобилей и тракторов и др.
Оксид углерода (СО) образуется при неполном сгорании топлива, при преждевременном закрытии печной задвижки и опасен тем, что он соединяется с гемоглобином крови в 250—300 раз быстрее кислорода. Кровь, насыщенная оксидом углерода, перестает усваивать кислород, и человек погибает от его недостатка.
Сероводород (Н28) вызывает нарушение внутритканевого дыхания: ткани перестают усваивать кислород.
Аммиак (NНз) (обладает характерным запахом) вызывает сильное раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей и глаз.
Выхлопные газы двигателей опасны из-за присутствия в них больших концентраций угарного газа в смеси с другими ядовитыми компонентами.
По, мере пребывания людей в помещении в воздухе появляются и накапливаются летучие продукты обмена веществ человека, обладающие неприятными запахами (запах пота и продуктов его разложения, соединения аммиака, летучие соли жирных кислот, соединения скатонала, индонала — все то, что делает воздух, как говорят, "спертым"). Эти летучие продукты получили название "антропотоксины" и они, в первую очередь, оказывают неблагоприятное влияние на самочувствие и работоспособность человека. При длительном пребывании в такой атмосфере у человека начинает болеть голова, ухудшается внимание, появляется сонливость, апатия, может появиться тошнота (вплоть до рвоты), иногда бывают обмороки.
ПДК — максимальная концентрация вредного вещества в единице объема, которое при ежедневном воз-Действии в течение неограниченно продолжительного времени не вызывает в организме каких-либо патологических отклонений, а также неблагоприятных наследственных изменений у потомства.
В настоящее время утверждены предельно допустимые концентрации около 1000 веществ.
Вентиляция. Для поддержания в учебно-производственных и вспомогательных помещениях нормального, отвечающего гигиеническим требованиям,:состава воздуха, удаления из них вредных газов, паров и пыли используют вентиляцию,
Вентиляция — это регулируемый воздухообмен в помещении. По способу перемещения воздуха в помещении различают естественную и механическую вентиляцию. Возможно и сочетание их — смешанная вентиляция. Естественная вентиляция подразделяется на аэрацию и проветривание. Механическая вентиляция в зависимости от направления движения воздушных потоков может быть вытяжной (отсасывающей), приточной (нагнетательной) и приточно-вытяжной. Если вентиляция происходит во всем помещении, то ее называют общеобменной. Вентиляция, сосредоточенная в какой-либо зоне (на объекте загрязнения среды), называется местной (локализующей). По времени действия вентиляция делится на постоянно действующую и аварийную.
При естественной вентиляции воздух поступает в помещение и удаляется из него вследствие разности температур, а также под Воздействием ветра.
Аэрация — это организованная естественная вентиляция, выполняющая роль общеобменной вентиляции. Преимуществами ее являются простота и экономичность в сочетании с возможностью проветривания больших объемов помещений, а недостатками — невозможность подогрева, увлажнения и обеспыливания поступающего воздуха, ограничение возможности, при использовании в холодный период года для локального проветривания.
Механическая вентиляция осуществляется вентиляторами, забирающими воздух из мест, где он чист, и направляющими его к любому рабочему месту или оборудованию, а также удаляющему его из любых мест. При механической вентиляции воздух можно обработать: подогреть, увлажнить или подсушить, обеспылить, а также очистить перед выбросом в атмосферу.
Приточная вентиляция обеспечивает только подачу чистого воздуха. Вытяжная вентиляция предназначена для удаления воздуха из вентилируемого помещения, Приточно-вытяжную вентиляцию применяют в тех помещениях, где требуется повышенный и особо надежный обмен воздуха. Кабинеты й мастерские, независимо от наличия вентиляционных устройств, должны иметь в оконных проемах открывающиеся фрамуги или другие устройства для проветривания.
Кондиционирование. Системой кондиционирования называют совокупность технических средств, служащих для приготовления, перемещения и распределения воздуха, а также для автоматического регулирования его параметров. Кондиционирование широко используют для поддержания комфортных условий в зоне пребывания людей. Системы кондиционирования включают средства для очистки от пыли, для нагрева, охлаждения и увлажнения воздуха, автоматического регулирования его параметров, контроля и управления.
Нужно правильно пользоваться кондиционерами: