Горение — это химический процесс соединения вещества с кислородом, сопровождающийся выделением: тепла и света.
Пожар — это неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб.
Взрыв — это процесс освобождения большого количества энергии в ограниченном объеме за короткий промежуток времени.
Различают следующие механизмы прекращения горения: физическое воздействие на горение (разбавление концентрации реагирующих веществ, изоляция реагирующих веществ, охлаждение реагирующих веществ) и химическое торможение реакции горения.
Сущность прекращения горения разбавлением концентрации реагирующих веществ заключается в том, что в зону горения направляют негорючие теплостойкие вещества до тех пор, пока образующаяся в зоне реакции смесь станет негорючей. Это достигается с помощью инертных газов, водяного пара, продуктов сгорания, диоксида углерода.
Прекратить процесс горения изоляцией реагирующих Веществ возможно путем отделение горючих веществ или зоны горения от кислорода воздуха. В качестве огнетушащих средств используют войлок, асбест, песок, тальк, землю, химическую и воздушную пену, воду, негорючие газообразные вещества.
Прекратить горение можно, если понизить температуру (охладить) горящие вещества до температуры ниже температуры их воспламенения.
При химическом торможении реакции горения огнегасящие вещества вступают в реакцию с продуктами горения, в результате чего процесс горения замедляется или прекращается. Например, галоидированные углеводороды, разлагаясь при высокой температуре, образуют вещества, вступающие в реакцию с продуктами горения.
К табельным средствам пожаротушения в школе относятся пожарные краны, пенные, углекислотные и порошковые огнетушители, песок, огнезащитная ткань.
Самое распространенное и достаточно эффективное средство тушения пожаров — вода. Она обладает большой теплоемкостью и проникающей способностью, что обеспечивает ей хорошие огнегасящие свойства. Смоченные водой поверхности горючих веществ ограничивают доступ кислорода в очаг горения. При испарении воды ее объем увеличивается в 1700 раз, образующийся пар вытесняет кислород воздуха из зоны горения. Кроме того, попадая на горящий предмет, вода охлаждает его не только снаружи, но и внутри, проникая в глубь вещества через поры, щели и трещины; при этом понижается температура горящего вещества, компактная струя воды сбивает пламя и тормозит горение. Водой тушат большинство твердых горючих веществ. Но вода имеет й недостатки: у нее невысокая смачивающая способность; она замерзает при 0 °С, электропроводна, неприменима для тушения горючих жидкостей, которые легче воды (бензин, керосин, дизельное топливо).
Песок служит для тушения твердых горючих веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, разлившихся на поверхности в небольших количествах, кино- и фотопленок, а также сорванных электропроводов. При этом песок должен быть сухим и чистым.
Попадая на горящие предметы и вещества, песок охлаждает их и, изолируя от кислорода воздуха, способствует прекращению горения.
Противопожарную ткань применяют в качестве первичного средства тушения горящей электропроводки или электро- и радиоаппаратуры, небольшого количества легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также загоревшейся одежды на человеке.
В этом качестве используют противопожарную ткань из асбеста или грубого шерстяного сукна размером 1,5—1,5 м.
Противопожарную ткань используют также для предохранения лица и одежды от воздействия тепловых лучей при приближении к очагу горения. В этом случае, развернув ткань и удерживая ее перед собой, приближаются к горящему предмету и, набросив на него ткань, применяют и другие средства тушения пожара.
По типу огнегасящего вещества существующие огнетушители делят на пенные, газовые и порошковые.
В химически-пенных огнетушителях образование пены в момент их использования происходит за счет химической, реакции, протекающей при смешивании кислотной и щелочной частей заряда. Выделяющийся при реакции газообразный диоксид углерода создает в баллоне повышенное давление, благодаря чему происходит выброс струи пены через специальное отверстие—спрыск. В настоящее время применяют ручные ОХП—10 (химически-пенные огнетушители). Для пуска огнетушителя в работу нужно шпилькой прочистить спрыск, повернуть расположенную на крышке огнетушителя рукоятку до отказа (на 180° в вертикальной плоскости), взять огнетушитель правой рукой за боковую ручку, а левой — за юбку под нижним днищем и быстро перевернуть крышкой вниз (огнетушитель не требует для приведения в действие каких-либо ударов).
Длина выбрасываемой огнетушителем струи пены около 8 м, продолжительность работы — 60—65 с. Пена обладает свойством изолировать горящее вещество от зоны горения и создавать препятствия для поступления кислорода в очаг горения. Пенные огнетушители используют для тушения почти всех твердых веществ и некоторых легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, керосин и др.). Одним огнетушителем можно потушить горящую жидкость на площади 0,75—1 м2. Этого вида огнетушителями нельзя тушить: загоревшиеся электрические установки и электросети, находящиеся под напряжением, так как пена является проводником электрического тока; щелочные металлы, т. к. они, взаимодействуя с водой, выделяют водород; спирты, разрушающие пену.
К газовым огнетушителям относятся углекислотные, аэрозольные, углекислотно-бромэтиловые. Они предназначены для тушения электрических установок, находящихся под напряжением, двигателей внутреннего сгорания, автомобилей, книг, ценных материалов в музеях, архивах и т. п.
В настоящее время выпускают следующие типы углекислотных огнетушителей: ОУ—2, ОУ—5, ОУ—8. Огнетушитель ОУ состоит из стального баллона вместимостью соответственно 2,5 и 8 л, запорно-пускового приспособления (вентиля) и диффузора (раструба), предназначенного для получения снегообразного диоксида углерода. Огнетушитель заполняют жидкой углекислотой под давлением 6 x 106 Н/м2. При открывании вентиля жидкий диоксид углерода изливается через диффузор, испаряется, занимая в газовой форме объем в 400—500 раз больший. Быстрое испарение приводит к образованию твердого белого порошка — "снега", имеющего температуру — 79 °С. Длина выбрасываемой струи составляет 2—3,5 м, продолжительность работы- 30-40 с.
В последнее время для тушения щелочных металлов, двигателей внутреннего сгорания, электроустановок, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей стали использовать порошковые огнетушители. В качестве огнетушащих веществ в них применяют галоидированные углеводороды. Работа ручных порошковых огнетушителей ОП—1 ("Момент"), ОПС—6 и ОПС—10 основана на принципе выбрасывания огнетушащего порошка под действием сжатых газов, заключенных в баллончике, присоединенном к корпусу огнетушителя. Эти огнетушители могут ликвидировать огонь на 0,1.5—0,25 м2 при продолжительности работы 40—80 с. Этими огнетушителями нельзя тушить твердые и тлеющие материалы.
Каждый работник учебного заведения, обнаружив пожар, обязан Немедленно Сообщить об этом в пожарную охрану; указать при этом точное место пожара и наличие в здании людей; до прибытия пожарной помощи учителя и администрация обязаны принять все меры к эвакуации учащихся в безопасное место из помещения, где возник пожар, и из помещений, которым угрожает опасность загорания, и приступить к тушению пожара имеющимися средствами.
Руководитель учебного заведения или другое должностное лицо обязаны: проверить, вызвана ли пожарная команда; совместно с педагогическим (обслуживающим) персоналом организовать эвакуацию учащихся и возглавить руководство тушением пожара до прибытия пожарных частей; по прибытии подразделений пожарной охраны сообщить все необходимые сведения о наличии в здании людей, об очаге пожара, о мерах, предпринятых по его ликвидации.
Для обеспечения организованного проведения эвакуации учащихся в случае возникновения пожара заранее разрабатывают план эвакуации людей и имущества. План включает мероприятия, обеспечивающие: своевременное оповещение о пожаре, выход всех людей наружу по кратчайшим безопасным путям, спокойствие и порядок при движении, порядок и последовательность эвакуации имущества и тушения пожара первичными средствами. План эвакуации состоит из двух частей: текстовой (инструкция) и графической. В инструкции излагают обязанности лиц, осуществляющих эвакуацию, порядок исполнения обязанностей. В графической части приводят маршруты движения и соответствующие пояснения к ним.
План эвакуации утверждает руководитель и объявляет приказ по учреждению о вступлении его в действие. Затем он определяет сроки изучения и практической отработки этого плана с сотрудниками. Изучение плана заключается в общем ознакомлении с ним лиц, ответственных за эвакуацию; изучение этими лицами своих обязанностей и порядка выполнения их, практической отработке действий на условном пожаре. План эвакуации составляют в двух экземплярах, один из них вывешивают в помещении, дру-, гой хранят в деле у руководителя школы.
На графической части плана эвакуации направление движения эвакуационных потоков указывают стрелками.
Во всех случаях возникновения экстремальной ситуации в классе или учебном кабинете учитель обязан: выключить технические средство обучения (кинопроектор, телевизор, магнитофон и т. д.); включить свет в классной комнате или учебном кабинете; принять немедленные меры к предотвращению паники среди учащихся и к их эвакуации из этого помещения; сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению пожара имеющимися противопожарными средствами. В случае необходимости оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.