В начало разделаОхрана труда и энергосбережение → Основы энергосбережения

Организация энергосбережения. Основные направления энергосбережения. Структура и принципы управления энергосбережением

Структура и принципы управления энергосбережением

Формирование основ политики энергосбережения в республике целенаправленно ведется с 1993 года, со времени образования межведомственного республиканского органа Государственного комитета по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь (с 24.09.2001 г. Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь).


Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:

  1. осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
  2. разработка государственных и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;
  3. приведение нормативных документов в соответствие г требованиями снижения энергоемкости материального производства, сферы услуг и быта;
  4. создание системы финансово-экономических механизмов, обеспечивающих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов, вовлечении в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;
  5. повышение уровня обеспечения республики местными топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР);
  6. осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений;
  7. создание и широкое распространение экологически дистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования топливно-энергетических ресурсов;
  8. реализация демонстрационных проектов высокой энергетической эффективности;
  9. информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
  10. обучение производственного персонала и населения методам экономии топлива и энергии;
  11. создание других экономических, информационных, организационных условий для реализации принципов энергосбережения.

Государственное управление в сфере энергосбережения, основанное на указанных основных принципах государственного управления, осуществляют Правительство и уполномоченный им республиканский орган государственного управления. Этим органом является:

  1. Комитет по энергоэффективности;
  2. областные и Минское городское управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
  3. Координационный межведомственный совет по энергосбережению и эффективному использованию местных топливных ресурсов;
  4. Межведомственная комиссия по энергосбережению и соответствующие комиссии в областях и г. Минске;
  5. Экспертный совет при Комитете по энергоэффективности;
  6. Государственные предприятия "Белэнергосбереже-ние" и "Белинвестэнергосбережение".

Комитет по энергоэффективности проводит государственную политику в области энергосбережения путем решения соответствующих задач, определенных Положением о Государственном комитете по энергосбережению и энергетическому надзору, утвержденным постановлением Совета Министров от 11 апреля 1997 г. № 320.


Основными задачами Комитета по энергоэффективности являетсятфоведение государственной политики в сфере энергосбережения и регулирование деятельности, направленной на эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве республики. А также осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их форм собственности и подчинения. Осуществляя эти задачи, Комитет по энергоэффективности и его территориальные подразделения на местах организуют разработку и реализацию мер по энергосбережению; способствуют созданию экономических условий для повышения заинтересованности юридических и физических лиц в экономии топливно-энергетических ресурсов.


Основной целью деятельности экспертного совета при Комитете по энергоэффективности является разработка единой технической политики по приоритетным направлениям энергосбережения, стратегии развития этих направлений.


Экспертный совет принимает участие в проведении экспертиз научно-технологических и технико-экономических разработок, проектов строительства новых, расширения и реконструкции действующих объектов, разработке и рассмотрении проектов стандартов, норм и правил, технических условий, технологий, оборудования, приборов учета, регулирования, относящихся к сфере использования топливно-энергетических ресурсов.


В соответствии с Положением, утвержденным Советом Министров, экспертный совет имеет право:

  1. получать от министерств, других центральных органов управления, научно-исследовательских институтов и Других ведомств информационные материалы, необходимые для выполнения возложенных на совет задач; вносить предложения (рекомендации) в Комэнергоэффективность, министерства и другие центральные органы управления о включении отдельных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; связанных разработкой и освоением производства энергосберегающего оборудования, приборов и другой энергоэффективной техники в ;планы, утверждаемые министерствами и ведомствами; вносить рекомендации о развертывании освоения [Производства энергосберегающих технологий, оборудования и приборов, нетрадиционных источников энергии, вторичных энергетических ресурсов на объектах республики или же их ликвидации в случае малоэффективности, повышенного выхода из строя и неперспективности;
  2. направлять свои предложения непосредственно министерствам, другим центральным органам управления, а также руководителям организаций и учреждений негосударственных форм собственности для использования в работе.

Государственное предприятие "Белэнергосбережение" проводит энергетическое обследование предприятий с целью выявления резервов по экономии, топливно-энергетических ресурсов. Внедряет новое котельное оборудование. Занимается проектированием объектов, поставкой, монтажом и наладкой оборудования с целью снижения потребления топливно-энергетических ресурсов. Разрабатывает удельные нормы потребления топливно-энергетических ресурсов. Обучает специалистов на курсах повышения квалификации. Проводит семинары, выставки, издает журнал "Энергоэффективность".

Планирование энергосберегающих мероприятий

Для проведения эффективной политики и координации деятельности государственных органов в сфере энергосбережения разрабатываются и утверждаются соответствующие республиканские, отраслевые и региональные программы.


Порядок разработки и утверждения этих программ определен Положением о порядке разработки и выполнения республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения, утвержденным постановлением Совета Министров от 11 ноября 1988 г. № 1731.


Организационное и методическое обеспечение разработки республиканских программ, а также контроль за ходом их разработки осуществляет Комитет По энергоэффективности, являясь одновременно государственным заказчиком этих программ. Разработка республиканских программ осуществляется на каждые предстоящие 5 лет, начиная с 2001 года. На рис. 7.3.1 представлены этапы разработки программ энергосбережения.


Этапы разработки программ энергосбережения

Рис. 7.3.1. Этапы разработки программ энергосбережения


Отраслевые программы разрабатываются как долгосрочные, так и краткосрочные, и предоставляются на согласование в Комитет по энергоэффективности.


Долгосрочные программы разрабатываются на каждые предстоящие 5 лет, а краткосрочные на один год.


Организационное и методическое обеспечение разработки программ осуществляют облисполкомы и Минский горисполком, являющиеся одновременно заказчиком этих программ. В разработке программ принимают участие ведущие ученые и специалисты областных и Минского городского управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Комитета по энергоэффективности. Региональные программы разрабатываются на один год и согласовываются Комитетом по энергоэффективности и Министерством экономики. О ходе выполнения программ энергосбережения Комитет по энергоэффективности в установленном порядке информирует Совет Министров и Министерство экономики, Таким образом, в области энергосбережения осуществляется краткосрочное (сроком на 1 год) и долгосрочное (сроком на 5 лет) планирование.