Формирование основ политики энергосбережения в республике целенаправленно ведется с 1993 года, со времени образования межведомственного республиканского органа Государственного комитета по энергосбережению и энергетическому надзору Республики Беларусь (с 24.09.2001 г. Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь).
Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:
Государственное управление в сфере энергосбережения, основанное на указанных основных принципах государственного управления, осуществляют Правительство и уполномоченный им республиканский орган государственного управления. Этим органом является:
Комитет по энергоэффективности проводит государственную политику в области энергосбережения путем решения соответствующих задач, определенных Положением о Государственном комитете по энергосбережению и энергетическому надзору, утвержденным постановлением Совета Министров от 11 апреля 1997 г. № 320.
Основными задачами Комитета по энергоэффективности являетсятфоведение государственной политики в сфере энергосбережения и регулирование деятельности, направленной на эффективное использование и экономию топливно-энергетических ресурсов в народном хозяйстве республики. А также осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их форм собственности и подчинения. Осуществляя эти задачи, Комитет по энергоэффективности и его территориальные подразделения на местах организуют разработку и реализацию мер по энергосбережению; способствуют созданию экономических условий для повышения заинтересованности юридических и физических лиц в экономии топливно-энергетических ресурсов.
Основной целью деятельности экспертного совета при Комитете по энергоэффективности является разработка единой технической политики по приоритетным направлениям энергосбережения, стратегии развития этих направлений.
Экспертный совет принимает участие в проведении экспертиз научно-технологических и технико-экономических разработок, проектов строительства новых, расширения и реконструкции действующих объектов, разработке и рассмотрении проектов стандартов, норм и правил, технических условий, технологий, оборудования, приборов учета, регулирования, относящихся к сфере использования топливно-энергетических ресурсов.
В соответствии с Положением, утвержденным Советом Министров, экспертный совет имеет право:
Государственное предприятие "Белэнергосбережение" проводит энергетическое обследование предприятий с целью выявления резервов по экономии, топливно-энергетических ресурсов. Внедряет новое котельное оборудование. Занимается проектированием объектов, поставкой, монтажом и наладкой оборудования с целью снижения потребления топливно-энергетических ресурсов. Разрабатывает удельные нормы потребления топливно-энергетических ресурсов. Обучает специалистов на курсах повышения квалификации. Проводит семинары, выставки, издает журнал "Энергоэффективность".
Для проведения эффективной политики и координации деятельности государственных органов в сфере энергосбережения разрабатываются и утверждаются соответствующие республиканские, отраслевые и региональные программы.
Порядок разработки и утверждения этих программ определен Положением о порядке разработки и выполнения республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения, утвержденным постановлением Совета Министров от 11 ноября 1988 г. № 1731.
Организационное и методическое обеспечение разработки республиканских программ, а также контроль за ходом их разработки осуществляет Комитет По энергоэффективности, являясь одновременно государственным заказчиком этих программ. Разработка республиканских программ осуществляется на каждые предстоящие 5 лет, начиная с 2001 года. На рис. 7.3.1 представлены этапы разработки программ энергосбережения.
Рис. 7.3.1. Этапы разработки программ энергосбережения
Отраслевые программы разрабатываются как долгосрочные, так и краткосрочные, и предоставляются на согласование в Комитет по энергоэффективности.
Долгосрочные программы разрабатываются на каждые предстоящие 5 лет, а краткосрочные на один год.
Организационное и методическое обеспечение разработки программ осуществляют облисполкомы и Минский горисполком, являющиеся одновременно заказчиком этих программ. В разработке программ принимают участие ведущие ученые и специалисты областных и Минского городского управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Комитета по энергоэффективности. Региональные программы разрабатываются на один год и согласовываются Комитетом по энергоэффективности и Министерством экономики. О ходе выполнения программ энергосбережения Комитет по энергоэффективности в установленном порядке информирует Совет Министров и Министерство экономики, Таким образом, в области энергосбережения осуществляется краткосрочное (сроком на 1 год) и долгосрочное (сроком на 5 лет) планирование.