В начало разделаОхрана труда и энергосбережение → Основы энергосбережения

Организация энергосбережения. Основные направления энергосбережения. Государственная программа - Энергосбережение

Государственная программа «Энергосбережение»

Программа на примере республики Беларусь. В настоящее время потребности в энергии за счет собственных энергоресурсов Беларусь обеспечивает приблизительно на 15%. Имеются два пути решения проблемы энергоснабжения страны. Первый путь это закупки топлива и электроэнергии за рубежом. Второй путь эффективное использование всех видов энергетических ресурсов (ЭР) на всех стадиях энергетической цепочки, от получения до конечного потребления энергии. Первый путь требует больших затрат, второй позволяет с минимальными затратами достичь положительного результата за счет снижения потребления энергии на единицу продукции, работы или услуг. Уменьшение потребления энергии позволяет без ущерба для производства повысить удельный вес собственных энергоресурсов в общем количестве потребляемой энергии.


В Беларуси для решения энергетической проблемы выбран второй путь эффективного использования всех видов энергетических ресурсов как невозобновляемых, так и возобновляемых. Координацию работ в этом направлении и осуществление надзорных функций осуществляет Комитет по энергоэффективности РБ и его территориальные областные управления и минское городское. Под руководством комитета разработана Республиканская программа по энергосбережению, которая является фундаментом для внедрения методов эффективного и рационального использования энергии во всех сферах деятельности, связанной с производством, передачей, распределением и потреблением энергии.


Программа по энергосбережению одобрена Советом Министров Республики Беларусь. В ней изложены основные принципы формирования государственной политики, направления деятельности отдельных отраслей как на ближайший период, так и на перспективу, а также осуществлена оценка возможного потенциала энергосбережения.


Стратегической целью политики энергосбережения является снижение энергоемкости ВВП (к 2005 году на 15,1 18,7% относительно 2000 года) и уменьшение зависимости от импорта ТЭР.


Кроме того, целью программы является:

  1. выявление потенциала энергосбережения в республике и определение наиболее эффективных путей его реализации;
  2. максимальное использование местных видов топлива, отходов производства, снижение импорта топливно-энергетических ресурсов;
  3. создание условий для.снижения затрат энергии на производство продукции и повышение ее конкурентоспособности;
  4. координация усилий и средств всех участников работ по эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов.

Основными задачами программы является:

  1. структурная перестройка отраслей;
  2. повышение коэффициента полезного использования энергоносителей и увеличение доли менее дорогих видов топлива в общем топливном балансе;
  3. увеличение доли местного топлива, отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

Программа энергосбережения охватывает такие вопросы, Как состояние и перспективы топливно-энергетического комплекса республики, организационно-экономический механизм энергосбережения, энергосбережение на производстве, транспорте и использование энергии по отраслям., Кроме того, значительное внимание уделяется техническим направлениям энергосбережения, втом числе разработке и внедрению новых технологий и оборудования. Для реализации перспективных, энергосберегающих мероприятий в рамках Республиканской программы энергосбережения даны направления механизма финансирования проектов за счет привлечения средств предприятий, бюджетных И внебюджетных фондов. Успешная реализация программы зависит от информированности как специалистов, так и широких кругов населения. Поэтому одной из первоочередных мер в области энергосбережения является также поддержка информационного обеспечения и пропаганды передового отечественного и зарубежного опыта, обучения всего населения методам и средствам экономии топливно-энергетических ресурсов. Рассмотрим некоторые пункты программы более подробно.


В ближайшей перспективе по-прежнему в качестве основных видов местного топлива будут использоваться нефть и попутный газ, торф, дрова и древесные отходы. Добыча ископаемого топлива бурого угля и сланцев считается нецелесообразной из-за их низкого качества. Более рационально должны использоваться горючие отходы для замещения импортируемого топлива.


Для улучшения топливного баланса программой предусмотрено также более масштабное использование малых и мини-теплоэлектростанций, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Значительная экономия топлива может быть достигнута за счет использования вторичных энергетических ресурсов (ВЭР). Потенциал высокотемпературных и среднетемпературных ВЭР (дымовые газы, отработанный пар и продуктовые потоки свыше 120 °С) составляет 15 млн. Гкал. Низкопотенциальных (системы оборотного водоснабжения, бытовые стоки, уходящие газы, вентиляционные выбросы ниже 120 °С) составляет 25 млн. Гкал.


Весомый вклад в энергосбережение в перспективе может быть достигнут за счет использования гелиоустановок для горячего водоснабжения и отопления, ветроэнергии для производства электричества, при анаэробной переработке отходов животноводства в биогаз и получении биогаза из твердых бытовых отходов, а также за счет вовлечения древесной массы и древесных отходов для замещения ископаемых топлив.


С учетом результатов, достигнутых в 1996—2000 годах, и вариантов развития экономики республики на 2001 2005 годы, потенциал энергосбережения на эти годы оценивается на уровне 5575—7234 тысяч тонн условного топлива (тыс. т у. т.), в том числе (в тыс. т у. т.):


по отраслям:

  1. коммунально-бытовой сектор: 2875—3610;
  2. энергетика: 750—900;
  3. химия и нефтехимия: 330—594;
  4. сельское хозяйство: 380—540;
  5. стройматериалов: 360—380;
  6. машиностроение: 340—540;
  7. топливная промышленность: 100 130; пищевая: 70-100;
  8. прочие отрасли промышленности: 150—200;
  9. прочие потребители: 220—240;

Программой определены основные направления энергосбережения:


1. Совершенствование нормативно-правовой базы энергосбережения.


2. Постоянное выполнение отраслями экономики целевых показателей по энергосбережению, устанавливаемых Правительством Республики Беларусь, путем реализации соответствующих программ по энергосбережению и отдельных инвестиционных проектов.


3. Массовое внедрение результатов научно-технических программ по энергосбережению.


4. Разработка и введение в действие стандартов эффективности использования топлива и энергии.


5. Совершенствование механизма государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений.


6. Развитие системы энергетических обследований предприятий, учреждений, организаций.


7. Создание в республике сети демонстрационных объектов высокой энергетической эффективности и, на их базе, специальных энергоэффективных зон.


8. Развитие республиканской информационно-аналитической системы по энергосбережению на базе современных компьютерных технологий.


9. Совершенствование экономического стимулирования энергосбережения.


10. Расширение научно-технического сотрудничества со странами мирового сообщества.


Контроль за выполнением Программы осуществляет Комитет по энергоэффективности на основе информации, представляемой ежеквартально министерствами, ведомствами, облисполкомами и Минским горисполкомом. Ход реализации Программы рассматривается на целевых совещаниях у руководителей всех уровней управления. Комитет по энергоэффективности ежеквартально информирует Совет Министров и Минэкономики о ходе выполнения Программы.