В начало разделаОхрана труда и энергосбережение → Основы энергосбережения

Практические работы по охране труда в учебных заведениях. Световой режим в учебных помещениях

Световой режим в учебных помещениях

Цель занятия:


1. Изучить основные светотехнические понятия и величины, виды и нормы освещенности в кабинетах и лабораториях школы.


2. Научиться измерять освещенность люксметром и исследовать освещенность на рабочем месте.


Вопросы для изучения:


1. Основные светотехничекие понятия и величины.


2. Виды освещения и нормы освещенности в учебных помещениях.


3. Люксметр Ю—116.


4. Общие требования, предъявляемые к освещенности школьных помещений.


5. Исследование освещенности на рабочем месте.

Основные светотехнические понятия и величины

Свет обеспечивает связь организма с внешней средой, обладает высоким биологическим и тонизирующим действием. Зрение — главный "информатор" человека: около 90% всей информации о внешнем мире поступает в наш мозг через глаза.


Производственное освещение, правильно спроектированное и выполненное, улучшает условия зрительной работы, снижает утомление, способствует повышению производительности труда и качества выпускаемой продукции, повышает безопасность труда и снижает травматизм на производстве.


Совершенство производственного освещения характеризуется количественными и качественными показателями.


К количественным показателям относятся: световой поток, сила света, яркость, освещенность, коэффициент отражения, а к качественным — фон, контраст объекта с фоном, видимость.


Основная величина, характеризующая источник света — световой поток. Освещенность и видимость-основные показатели, характеризующие условия восприятия.


Световой поток F определяется как мощность лучистой энергии, оцениваемой по световому ощущению, которое она производит на человеческий глаз. За единицу светового потока принят люмен (лм). Световой поток в 1 люмен излучает платиновый излучатель площадью 0,5305 10~~6 м2 в момент затвердевания платины, т. е. при 2042 К.


Освещенность Е — это отношение светового потока к площади поверхности, на которую он падает перпендикулярно, или плотность светового потока на освещаемой поверхности, измеряется в люксах (лк).


1 лк = 1лм/1м2,

т. е. 1 люкс — это освещенность, когда на 1 м2 поверхности падает перпендикулярно световой поток в 1 люмен.


Видимость — универсальная характеристика качества освещения — характеризует способность глаза воспринимать объект. Зависит от освещенности, размера объекта, его яркости, контраста объекта с фоном, длительности экспозиции.


Контраст объекта с фоном охарактеризуется соотношением яркостей рассматриваемого объекта (точка, линия, знак, трещина, рисунок или другие элементы, которые требуется различать в процессе работы) и фона.


Контраст объекта с фоном К определяется по формуле:


К = (Lф - L0)/Lф,

где Lф и L0 — яркость соответственно фона и объекта.


Фон — поверхность, прилегающая непосредственно к объекту различения, на которой он рассматривается; характеризуется коэффициентом отражения, зависящим от цвета фактуры поверхности, значения которого лежат в пределах от 0,02 до 0,95.


При коэффициенте отражения поверхности более 0,4 фон считается светлым, от 0,2 до 0,4 - средним и менее 0,2 -темным.


Коэффициент отражения р характеризуется способностью поверхности отражать падающий на нее световой поток. Определяется как отношение отражаемого от поверхности светового потока Foтр к падающему на нее потоку Fпад.:


р = Foтр/ Fпад

Объект различения — рассматриваемый предмет, отдельт ная его часть или дефект, которые требуется различать в процессе работы.

Виды освещения и нормы освещенности в учебных помещениях

В зависимости от источника света освещение может быть естественным, искусственным и совмещенным.


Естественное освещение — это освещение помещений дневным солнечным светом (прямым или отраженным), проникающим через световые проемы.


В качестве источников искусственного света применяются лампы накаливания и люминесцентные лампы.


По конструктивному исполнению искусственное освещение может быть общее, местное и комбинированное. При общем освещении светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение).


Местное освещение устраивается дополнительно к общему и создается светильниками, концентрирующими световой поток непосредственно на рабочих местах.


Комбинированное освещение — это общее + местное. Освещенность для системы комбинированного освещения является суммой освещенности от общего и местного освещения.


При совмещенном освещении естественное освещение дополняется искусственным.


В связи с тем, что создаваемая в помещении освещенность, изменяется, в широких пределах, в качестве нормируемой величины для естественного освещения принят коэффициент естественного освещения (КЕО), равный отношению освещенности Е в некоторой точке внутри помещения к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода Е0, выраженного в процентах:


КЕО = Е/Е0*100%

Освещенность помещений и рабочих мест должна быть достаточной и равномерной, не оказывать слепящего действия; световой поток должен быть правильно направлен. Недостаточная освещенность способствует развитию у школьников близорукости, угнетающе действует на центральную нервную систему, делает внимание неустойчивым.


В мастерских, в физической и химической лабораториях рекомендуется люминесцентное освещение. Освещенность рабочих поверхностей при использовании ламп накаливания должна составлять не менее 150 лк, люминесцентных — 300 лк. Совместная освещенность светильниками общего и местного освещения, должна быть 400 лк для ламп накаливания и 500 лк для люминесцентных ламп. Светильники общего освещения должны находиться на высоте не менее 3 м от пола.


Для измерения освещенности в кабинетах и лабораториях школы используется прибор люксметр Ю—116.