1. Изучить основные светотехнические понятия и величины, виды и нормы освещенности в кабинетах и лабораториях школы.
2. Научиться измерять освещенность люксметром и исследовать освещенность на рабочем месте.
Вопросы для изучения:
1. Основные светотехничекие понятия и величины.
2. Виды освещения и нормы освещенности в учебных помещениях.
3. Люксметр Ю—116.
4. Общие требования, предъявляемые к освещенности школьных помещений.
5. Исследование освещенности на рабочем месте.
Свет обеспечивает связь организма с внешней средой, обладает высоким биологическим и тонизирующим действием. Зрение — главный "информатор" человека: около 90% всей информации о внешнем мире поступает в наш мозг через глаза.
Производственное освещение, правильно спроектированное и выполненное, улучшает условия зрительной работы, снижает утомление, способствует повышению производительности труда и качества выпускаемой продукции, повышает безопасность труда и снижает травматизм на производстве.
Совершенство производственного освещения характеризуется количественными и качественными показателями.
К количественным показателям относятся: световой поток, сила света, яркость, освещенность, коэффициент отражения, а к качественным — фон, контраст объекта с фоном, видимость.
Основная величина, характеризующая источник света — световой поток. Освещенность и видимость-основные показатели, характеризующие условия восприятия.
Световой поток F определяется как мощность лучистой энергии, оцениваемой по световому ощущению, которое она производит на человеческий глаз. За единицу светового потока принят люмен (лм). Световой поток в 1 люмен излучает платиновый излучатель площадью 0,5305 10~~6 м2 в момент затвердевания платины, т. е. при 2042 К.
Освещенность Е — это отношение светового потока к площади поверхности, на которую он падает перпендикулярно, или плотность светового потока на освещаемой поверхности, измеряется в люксах (лк).
т. е. 1 люкс — это освещенность, когда на 1 м2 поверхности падает перпендикулярно световой поток в 1 люмен.
Видимость — универсальная характеристика качества освещения — характеризует способность глаза воспринимать объект. Зависит от освещенности, размера объекта, его яркости, контраста объекта с фоном, длительности экспозиции.
Контраст объекта с фоном охарактеризуется соотношением яркостей рассматриваемого объекта (точка, линия, знак, трещина, рисунок или другие элементы, которые требуется различать в процессе работы) и фона.
Контраст объекта с фоном К определяется по формуле:
где Lф и L0 — яркость соответственно фона и объекта.
Фон — поверхность, прилегающая непосредственно к объекту различения, на которой он рассматривается; характеризуется коэффициентом отражения, зависящим от цвета фактуры поверхности, значения которого лежат в пределах от 0,02 до 0,95.
При коэффициенте отражения поверхности более 0,4 фон считается светлым, от 0,2 до 0,4 - средним и менее 0,2 -темным.
Коэффициент отражения р характеризуется способностью поверхности отражать падающий на нее световой поток. Определяется как отношение отражаемого от поверхности светового потока Foтр к падающему на нее потоку Fпад.:
Объект различения — рассматриваемый предмет, отдельт ная его часть или дефект, которые требуется различать в процессе работы.
В зависимости от источника света освещение может быть естественным, искусственным и совмещенным.
Естественное освещение — это освещение помещений дневным солнечным светом (прямым или отраженным), проникающим через световые проемы.
В качестве источников искусственного света применяются лампы накаливания и люминесцентные лампы.
По конструктивному исполнению искусственное освещение может быть общее, местное и комбинированное. При общем освещении светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно (общее равномерное освещение) или применительно к расположению оборудования (общее локализованное освещение).
Местное освещение устраивается дополнительно к общему и создается светильниками, концентрирующими световой поток непосредственно на рабочих местах.
Комбинированное освещение — это общее + местное. Освещенность для системы комбинированного освещения является суммой освещенности от общего и местного освещения.
При совмещенном освещении естественное освещение дополняется искусственным.
В связи с тем, что создаваемая в помещении освещенность, изменяется, в широких пределах, в качестве нормируемой величины для естественного освещения принят коэффициент естественного освещения (КЕО), равный отношению освещенности Е в некоторой точке внутри помещения к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности, создаваемой светом полностью открытого небосвода Е0, выраженного в процентах:
Освещенность помещений и рабочих мест должна быть достаточной и равномерной, не оказывать слепящего действия; световой поток должен быть правильно направлен. Недостаточная освещенность способствует развитию у школьников близорукости, угнетающе действует на центральную нервную систему, делает внимание неустойчивым.
В мастерских, в физической и химической лабораториях рекомендуется люминесцентное освещение. Освещенность рабочих поверхностей при использовании ламп накаливания должна составлять не менее 150 лк, люминесцентных — 300 лк. Совместная освещенность светильниками общего и местного освещения, должна быть 400 лк для ламп накаливания и 500 лк для люминесцентных ламп. Светильники общего освещения должны находиться на высоте не менее 3 м от пола.
Для измерения освещенности в кабинетах и лабораториях школы используется прибор люксметр Ю—116.