В первом полугодии 2002 года было зарегистрировано 53 чрезвычайные ситуации, связанных с взрывами на указанных объектах (в 2001 году — 64).
Авария с тяжелыми последствиями произошла в Республике Коми на шахте "Воркутинская", где в результате взрыва метана с последующим горением погибло5ипострадало 12 человек.
Взрывы на технологическом оборудовании промышленных объектов произошли в республиках Татарстан и Карелия, Приморском крае, Тюменской, Кемеровской, Нижегородской, Ярославской и Челябинской областях, городе Санкт-Петербурге.
В Иркутской области на нефтеперерабатывающем заводе в результате избыточного давления пароводяной смеси произошел взрыв на пароконденсатной подстанции, было разрушено здание завода.
Взрывы бытового газа в жилых домах произошли в Нижегородской области, где были разрушены квартиры, пострадало 10 человек.
Как сообщил заместитель министра РФ по чрезвычайным ситуациям Михаил Фалеев, решением жюри высших наград на этом форуме были удостоены компьютерная обучающая программа "Основы безопасности жизнедеятельности", способ аэрозольного тушения пожаров во взрывоопасных помещениях, а также радиолокационный прибор "Ра-дар-01", предназначенный для обнаружения людей в завалах.
Последний, кроме того, стал обладателем специального приза Ассоциации изобретателей КНР, отметил замминистр.
Серебряные медали, по словам М. Фалеева, получили многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС, разработанный ТАНТК имени Г.М. Бериева по заказу МЧС России, подвесная корзина СВК-1 для эвакуации пострадавших на вертолете Ми-8, комплект аварийно-спасательного инструмента с унифицированным источником питания, а также компьютерная система "Cosmas".
Бронзовой награды была удостоена радиофицированная каска спасателя "РКС-01". Все российские ноу-хау, представленные на Международной выставке в Сеуле, на сегодняшний день не имеют аналогов в мире, подчеркнул М. Фалеев.
К лету 2003 года на вооружение авиации МЧС поступит первый многофункциональный самолет-амфибия Бе-200ЧС, сообщил начальник авиации Министерства по чрезвычайным ситуациям генерал-лейтенант Рафаиль Закиров.
По его словам, производство этого самолета сейчас успешно идет на авиапредприятии в Иркутске. Амфибия Бе-200ЧС незаменима при тушении крупных лесных и площадных пожаров, а также в ходе обеспечения спасательных операций, проводимых на море, сказал Р. Закиров. В соответствии с концепцией авиационного обеспечения министерства до 2005 года МЧС России планирует закупить 7 таких самолетов-амфибий.
E-One разработала конструкцию специальной машины, оборудование которой может оказать помощь при возникновении различных чрезвычайных ситуаций. Каждый грузовик имеет отштампованный E-One алюминиевый кузов 14 футов длиной, в котором сочетаются наружные помещения-хранилища с внутренней рабочей площадью.
Помещения со стороны водителя содержат оборудование, способное отражать химические и биологические вещества оружия массового уничтожения. Это — резервуар обеззараживающего раствора и длинный шланг с душевым устройством, с помощью которого можно быстро провести дезинфекцию пораженного человека.
Помещения со стороны пассажира содержат оборудование для обезвреживания взрывных устройств. Переднее помещение — 6-ти футов глубиной с двумя убирающимися поддонами вместимостью 500 фунтов надежно изолирующими взрывные устройства. Другие помещения на этой стороне предназначены для канатов, оснастки, рентгеновского снаряжения, ручного инструмента и других мелких приспособлений. Маленький рабочий стол может быть выдвинут из кузова для того, чтобы обеспечить персонал местом в случае необходимости рассмотреть карты и план действий.
В нижней части кузова размещается специальный скат, который необходим для введения в действие дистанционно управляемого робота при обнаружении и обезвреживании взрывного устройства. Кабельные катушки, расположенные рядом с входными дверями, дают возможность роботу подсоединяться к оптико-волоконным и электрическим кабелям. Робот управляется с помощью пульта оператора. Место оператора полностью автоматизировано и убирается в кузов автофургона в случае необходимости.
Спасателей, работающих на пожарах, будет защищать спецкостюм, разрабатываемый ЦНИИ швейной промышленности. Работу по его созданию планируется завершить уже в следующем году.
Новый противопожарный костюм спасателей создается на базе БОП (боевой одежды пожарных), в которую, учитывая специфику работы спасателей, внесен ряд конструктивных изменений. Противопожарный комплект состоит из сшитых из негорючей ткани куртки и полукомбинезона со сменными утеплителями (они создают воздушную подушку, препятствующую проникновению горя чего воздуха под одежду). Большой капюшон куртки надевается на специальный шлем и защищает от огня открытые участки головы и шеи бойцов МЧС. С помощью большого количества специальных приспособлений одежду можно "отрегулировать" таким образом, чтобы она прилегала вплотную к фигуре.
Оснащение спасателей единой формой не только позволяет намного эффективнее решать проблему защиты их жизни и здоровья, но и дает возможность отличить огнеборцев от сотрудников других подразделений, что необходимо для координации совместных действий.
Новая нарядная облицовка помещения по управлению станцией метро Лондонский Мост (London Bridge) подготовлена для обрамления нержавеющей сталью и дымчато-серым огнезащитным стеклом от Грейвербел (Graverbel). Стекло защищает одновременно и от огня, и от разрушения. Pyrobel — слоистое стекло толщиной 21 мм соединяется с 8мм Planibel — прочным стеклом серого цвета. Конструкция из изолирующей стали отвечает всем существующим для покрытий из нержавеющей стали огнезащитным стандартам.
Pyrobel имеет некоторые характерные особенности, заявляет его производитель. В повседневном использовании оно отличается от специального стекла исключительной прозрачностью, но при соприкосновении с огнем разбухшие пласты делают его темным, уменьшая тем самым светящийся жар, идущий от другой стороны стекла, и сокращая затемнением пламени панику при эвакуации. Pyrobel соответствует BS476: Part 22 и даже более обязательным континентальным стандартам, утверждает представитель Грейвербел.
За конструкцию и установку проекта отвечала Rankins (Glass) Co, старейшая лондонская компания - специалист по стеклу. Она также проектировала работы по сооружению из стекла.