В начало разделаПромышленные и бытовые отходы → Развитие эколого-правовых норм в охране окружающей природной среды

Развитие эколого-правовых норм в охране окружающей природной среды


Решение проблем охраны ОС и рационального использования природных ресурсов, взаимоотношения человека и природы может быть осуществлено на основе реальной системы законоположений, инструкций и правил. Развитие эколого-правовых норм — процесс непрерывный и неизбежный, так как прогресс в развитии общества остановить невозможно.


В систему правовой охраны природы входят четыре группы юридических мероприятий:

  1. правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;
  2. организация воспитания й обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранительных действий;
  3. государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;
  4. юридическая ответственность правонарушителей.

В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования. Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны образует природоохранное (экологическое) законодательство.


Источником экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения: законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств; законы и нормативно-правовые акты субъектов федерации; международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.


Система экологического законодательства, руководствующаяся идеями основополагающих конституционных актов, включает две подсистемы:

  1. природоохранительное законодательство (представлено законом РФ «Об охране ОС»);
  2. природоресурсное законодательство (Закон РФ о недрах, Земельный кодекс РСФСР, Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, закон РСФСР об охране и использовании животного мира).

Конституцией РФ определены организационно-правовые взаимоотношения Федерации и любого субъекта Федерации (статья 72): пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными^ ресурсами, природопользование, охрана ОС и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и ее субъекта.


В соответствии с концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ (№ 1300 от 17.12.97 г.), экологическая безопасность (ЭБ) является неотъемлемой составляющей национальной безопасности страны, необходимым условием ее перехода на модель устойчивого развития.


Экологическая безопасность города — это такое состояние, которое позволяет при наличии различных внешних и внутренних угроз, действия множества дестабилизирующих факторов социального, техногенного и природного характера поддерживать нормальное функционирование окружающей природной среды (ОС), устраняя и компенсируя нарушения естественных биосферных процессов.


К социально-политическим угрозам внешнего характера относятся: зависимость поступления энергоносителей и сырья от политической и социальной нестабильности в регионах их добычи или складирования; национальные и региональные конфликты, сопровождающиеся военными действиями вблизи техногенных объектов, особенно ядерной энергетики, а также работающих с нефтью, газом; диверсии против них; дискриминационные меры торговых партнеров.


Внутренними социально-политическими угрозами являются: социальная напряженность (забастовки, общественные движения различной направленности, особенно радикальные), противоправные вторжения федеральных органов власти в прерогативы регионального и местного управления, в расходование средств экологических фондов.


Экономические угрозы безопасности города вытекают из хронических неплатежей, дефицита инвестиционных ресурсов, что влечет срыв вводов новых природоохранных объектов, низкие темпы реконструкции и технического перевооружения природоохранного оборудования. Физическое и моральное старение действующих систем очистки выбросов и сбросов на предприятиях значительно обостряет экологические проблемы.


Угрозы техногенного характера могут исходить от всех отраслей хозяйственной деятельности: энергетики, промышленности и транспорта (в том числе продуктопроводов). Быстро нарастает удельный вес морально устаревшего и физически изношенного оборудования; низкий уровень его технического обслуживания, уход квалифицированного персонала в другие сферы деятельности, создание пустот в местах добычи нефти, газа и угля и многие другие факторы усугубляют положение.


Природными угрозами ЭБ остаются стихийные бедствия, характерные для данного региона (землетрясения, ураганы, смерчи, наводнения, сели, обледенения, снегопады и другие), аномальные проявления природных процессов (суровые зимы, засушливые периоды, продолжительные и проливные дожди, падение крупных космических тел и т.п.).


Для предотвращения, уменьшения или нейтрализации реальных и потенциальных угроз можно выделить четыре основных направления обеспечения ЭБ, ориентированных на реализацию комплекса мер, охватывающего различные сферы деятельности:

  1. государственное регулирование взаимодействия общества, техники и природы с целью сохранения окружающей природной среды и здоровья человека; нормативно-законодательное, которое почти всегда отстает от требований времени; стимулирование развития экологических производств предоставлением разного рода льгот; всесторонний и объективный мониторинг состояния ОС, т.е. приборное наблюдение в максимально возможном количестве точек, анализ, прогноз, создание банка экологической информации;
  2. рыночное регулирование, направленное на обеспечение ЭБ города, может осуществляться через процессы ценообразования на готовую продукцию и формирование налогов: с учетом экологических затрат и, если цена готового продукта окажется несоизмеримо велика, то должна быть предусмотрена дотация на его производство (пути решения этой проблемы: создание рынка по продаже права на токсичные выбросы и сбросы; экологическое страхование, обеспечение финансовых преимуществ экологических инвестиций; развитие экологического бизнеса: производство оборудования, оказание услуг в сфере экологической защиты и менеджмента);
  3. структурное преобразование производства рассредоточением его составляющих по территории города или вывод его в загородную зону, что снизит также и нагрузку на городской пассажирский транспорт; развитие санитарно-защитных зон, расширение лесных массивов, зеленых насаждений и водоемов;
  4. экологическое воспитание и образование, которое должно стать непрерывным в течение всей жизни и начинаться с дошкольного периода, вузовское экологическое образование должно учитывать особенности специальности, должно получить развитие и послевузовское экологическое образование.

Появилось понятие экологическое мышление. Но разрушение природы человеком продолжается и становится все интенсивней. И все это оправдывается объективными причинами: нехваткой денежных и материальных средств на выполнение мероприятий по обеспечению требований экологии (строительство современных очистных сооружений, внедрение современных природоохранных технологий); ресурсов; отсутствием проектов, прошедших эффективную экспертизу.


Чтобы затормозить стремительный процесс разрушения окружающей природной среды, необходимо обеспечить проведение жесточайшего экологического контроля, четкую независимую и всестороннюю экспертизу, внедрение современных безопасных природоохранных технологий. Необходимо смело вводить соответствующие системы экологического образования наиболее широкого круга чиновников, контролировать расстановку обученных кадров и обеспечить просвещение населения в вопросах грамотного природопользования.


Экологическое законодательство является основой правового регулирования природопользования и охраны ОС. Экологическое нормирование и стандартизация призваны определить научно обоснованные пределы использования природных ресурсов и загрязнения ОС исходя из долгосрочных интересов общества в сохранении веками сложившихся характеристик природы.


Нормирование качества ОС (Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», раздел IV) определяется как деятельность уполномоченных на это государственных органов по установлению экологических нормативов в соответствии с требованиями природоохранительного законодательства. При этом: норматив — это предельно допустимый показатель воздействия человека на ОС; норма — это мера воздействия на окружающую природную среду, а под воздействием понимается антропогенная деятельность, вносящая физические, химические, биологические изменения в ОС, содержащие угрозы причинения вреда жизни и здоровью человека, состоянию растительного и животного мира, экологическим системам.


Нормативы качества ОС подразделяются на группы:

  1. санитарно-гигиенические — это нормативы ПДК вредных веществ, ПДУ радиационного воздействия, определяющие показатели качества ОС применительно к здоровью человека;
  2. производственно-хозяйственные нормативы выбросов вредных веществ (ПДВ, ПДС); технологические, строительные, инженерно-технические правила, экологические требования, устанавливающие требования к источнику вредного воздействия, чтобы ограничить его негативное воздействие пороговой величиной;
  3. комплексные нормативы сочетают требования обоих предыдущих групп и определяют предельно допустимую нагрузку (ПДН) на ОС (отраслевые — для отдельных видов природных ресурсов, региональные — для природных комплексов), нормы санитарных и защитных зон.