В начало разделаПромышленные и бытовые отходы → Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения


Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны ОС. Поэтому в законодательных актах по охране здоровья человека экологические требования занимают ведущее место. Основополагающим в этом вопросе является Закон РСФСР о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (1991 г.). Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятных воздействий внешней среды (производственных, бытовых, природных). Экологические требования, изложенные в статьях закона, одновременно являются и источниками экологического права (например, статья 18 — о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов).


Источником административного права являются Основы законодательства РФ об охране здоровья (1993 г.), которые регулируют не только административные, но и экологические отношения (статья 28 — о праве граждан на охрану здоровья в экологически неблагоприятных районах).


Обеспечение экологического права осуществляется через акты природоресурсного законодательства России: земельный кодекс РСФСР (1991 г.), констатирующий отмену исключительности государственной собственности на землю, природные ресурсы и провозглашающий приоритет частной собственности на землю с правом продажи, наследования, залога, аренды.


Земельный кодекс делит все нормы на четыре группы:

  1. нормы, регулирующие земельно-гражданские отношения;
  2. земельно-административные нормы, определяющие управленческие отношения в области использования, распределения и перераспределения земель, их учета по качеству и количеству;
  3. земельные отношения, связанные с использованием земель и выполнением прав и обязанностей, установленных для землепользователей;
  4. земельно-экологические нормы, регламентирующие охрану земель и защиту ОС от вредного воздействия, т.е. это источник экологического права.

Правовые нормы (административные и эколого-правовые) по охране природы и национальному природопользованию содержатся в Основах лесного законодательства, Водном кодексе, Законе об охране и использовании животного мира.


На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые являются нормативно-правовыми актами.


Постановления правительства можно разбить на группы:

  1. принимаемые во исполнение закона для конкретизации отдельных положений (например, постановление правительства РФ об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе, 1993 г.);
  2. предназначены для определения компетенции органов управления и контроля (например, постановление правительства РФ об утверждении положения о министерстве охраны ОС и природных ресурсов, 1993 г.);
  3. включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений (постановление правительства о создании РСЧС, 1993 г.)

Природоохранительные министерства и ведомства имеют право издавать нормативные акты в рамках своей компетенции, обязательные к исполнению другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.


Источниками права являются также нормативные правила (санитарные, строительные, технико-экономические, технологические), юридическая обязанность исполнения которых установлена Законом об ОС (статьи 25, 27). Нормативные акты субъектов федерации и ведомственные нормативные акты могут быть отменены правительством РФ, если они противоречат законодательству.


Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным определяется указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Экономический механизм природопользования представлен на рис. 12.1.


Примером экологизации (включение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания) является закон РФ о защите прав потребителя, который дает право потребителю требовать, чтобы товар был безопасным для жизни и здоровья, для ОС. Органы управления приостанавливают реализацию таких товаров, не пренебрегая и применением экологического механизма природопользования.


Организация Объединенных Наций в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (1992 г.) юридически закрепила основные принципы правового подхода к охране природы:
1) государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны ОС, нормы которого должны отражать реальную ситуацию в областях охраны ОС и ее развития;
2) государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение ОС, нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.


Экономический механизм природопользования

Рис. 12.1. Экономический механизм природопользования


Важное место в сохранении жизни на земле занимает Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.). Он регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.


Особо охраняемые природные территории — это участки земли, водные поверхности и воздушное пространство над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранительное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Такие территории решением органов государственной власти изымаются полностью или частично из хозяйственного использования, для них устанавливается режим особой охраны. Это территории общенационального достояния.


Закон имеет 12 разделов (38 статей).


Раздел I, Общие положения
1. Законодательство РФ, об особо охраняемых природных территориях.
2. Категории и виды особо охраняемых природных территорий.
3. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.
4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.
5. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании особо охраняемых природных территорий.


Раздел II. Государственные природные заповедники
6. Общие положения.
7. Задачи государственных природных заповедников.
8. Порядок образования государственных природных заповедников.
9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников.
10. Государственные природные биосферные заповедники.
11. Особенности правового положения государственных природных заповедников.


Раздел III. Национальные парки
12. Общие положения.
13. Основные задачи национальных парков.
14. Порядок образования национальных парков.
15. Режим особой охраны территорий национальных парков.
16. Особенности правового положения национальных парков.
17. Организация обслуживания посетителей национальных парков.


Раздел IV. Природные парки
18. Общие положения.
19. Порядок образования природных парков.
20. Особенности правового положения природных парков.
21. Режим особой охраны территорий природных парков.


Раздел V. Государственные природные заказники
22. Общие положения.
23. Порядок образования государственных природных заказников.
24. Режим особой охраны территорий государственных природных заказников.


Раздел VI. Памятники природы
25. Общие положения.
26. Порядок признания территорий, занятых памятником природы, особо охраняемыми природными территориями.
27. Режим особой охраны территорий памятников природы.


Раздел VII. Дендрологические парки и ботанические сады
28. Общие положения.
29. Режим особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов.
30. Финансирование дендрологических парков и ботанических садов.


Раздел VIII. Лечебно-оздоровительные местности и курорты
31. Общие положения.
32. Режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.


Раздел IX. Организация охраны охраняемых природных территорий
33. Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков.
34. Права государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков.
35. Охрана: территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.


Раздел X. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий
36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.


Раздел XI. Международные договоры в области особо охраняемых природных территорий
37. Международные договоры.


Раздел XII. Заключительные положения
38. Заключительные положения.