В начало разделаПромышленные и бытовые отходы → Принципы проведения экологической экспертизы

Принципы проведения экологической экспертизы


Принципы проведения экологической экспертизы: широкая гласность, обязательность, участие общественности. Уполномоченным органом в решении этого вопроса является Российский государственный комитет по охране окружающей среды и его территориальные органы. Во исполнение Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» государственной экологической экспертизе подлежат все материалы по объектам и мероприятиям, намеченным к реализаций независимо от их сметной стоимости и принадлежности.


Полный перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, дан в Законе Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» и «Положении о порядке проведения государственной экологической экспертизы», утвержденном Постановлением правительства Российской Федерации 11 июня 1996 г. (№ 698). Эти документы предусматривают ответственность за нарушение законодательства по вопросам обеспечения гарантий прав субъектов федерации и граждан на качественную природную среду, особенно в вопросах фальсификации заключения и сокрытие сведений о своей заинтересованности в результатах экспертизы.


Цель экологической экспертизы — провести оценку влияния использования природного ресурса или его Отходов на состояние ОС или других природных ресурсов. Она является предупредительной мерой, позволяющей предотвратить вредоносную деятельность со стороны пользователя природных ресурсов. Суть ее — предварительная проверка соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны ОС, рационального природопользования и требованиям экологической безопасности. Но не всякая предварительная проверка может считаться экологической экспертизой. Она должна выполняться специальной комиссией, назначенной уполномоченным на это органом.


Государственная экологическая экспертиза от Минприроды и ее выводы имеют силу надведомственного документа, обязательного к исполнению. Ведомственная экологическая экспертиза может проводиться по приказу соответствующего ведомства, и ее результаты имеют силу внутри соответствующей ведомственной структуры, если они не противоречат выводам государственной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится государственными структурами (ее выводы имеют форму рекомендаций). Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений или вузов, отдельных ученых или научных коллективов (ее выводы носят информационный характер).


Экологическая экспертиза включает сбор информации, ее обобщение, рассмотрение материалов на комиссии и их оценку, составление заключения. Она должна строиться на обязательности, научной обоснованности, независимости и вне ведомственности при широкой гласности и участии общественности.


Особым объектом экологической экспертизы является человек, его жизнь и здоровье во взаимосвязи с окружающей природной средой. Такая экспертиза называется эколого-санитарной, задачей которой является: установить причинную связь между состоянием здоровья человека, его изменениям и вредным воздействием ОС. Задачей эколого-нормативной экспертизы является исследование соответствия требованиям экологической безопасности нормативов качеств ОС, предельно допустимых концентраций выбросов, сбросов, уровней радиации, вибраций, шума, электромагнитных полей. Объектами эколого-правовой экспертизы являются законы, указы, постановления, распоряжения, нормативные акты министерств, ведомств и субъектов федерации.


Закон Российской Федерации «Об. экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы и составлен из 10 глав (38 статей).


Глава I. Общие положения
1. Общие положения.
2. Законодательство РФ об экологической экспертизе.
3. Принципы экологической экспертизы.
4. Виды экологической экспертизы.


Глава II. Полномочия Президента РФ, органов государственной власти и органов местного самоуправления (статьи 5-9)


Глава III. Государственная экологическая экспертиза
10. Государственная экологическая экспертиза.
11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня.
12. Объекты государственной экологической экспертизы уровня субъекта РФ.
13. Специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы.
14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы.
15. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы.
16. Эксперт государственной экологической экспертизы.
17. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
18. Заключение государственной экологической экспертизы


Глава IV. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы. Общественная экологической экспертиза
19. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы.
20. Общественная экологической экспертиза.
21. Объекты общественной экологической экспертизы.
22. Проведение общественной экологической экспертизы.
23. Условия проведения общественной экологической экспертизы.
24. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.
25. Заключение общественной экологической экспертизы.


Глава V. Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе
26. Права заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе.
27. Обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе.


Глава VI. Финансирование экологической экспертизы
28. Финансирование государственной экологической экспертизы.
29. Финансирование общественной экологической экспертизы.


Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства РФ об экологической экспертизе
30. Виды нарушений законодательства РФ об экологической экспертизе.
31. Уголовная ответственность.
32. Административная ответственность.
33. Материальная ответственность.
34. Гражданско-правовая ответственность.


Глава VIII. Разрешение споров в области экологической экспертизы
35. Разрешение споров в области экологической экспертизы между субъектами РФ и между муниципальными образованиями.


Глава IX. Международные договоры РФ
36. Международные договоры РФ.


Глава X. Заключительные положения
37. Вступление в силу настоящего Федерального закона (со дня опубликования).
38. Привести нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.


В вопросах защиты ОС важную роль призваны сыграть методы контроля и анализа наличия вредных выбросов.


Газовая хроматография характеризуется высокой разделяющей способностью и обеспечивает возможность применять различные детекторы, что обеспечивает этому методу большую гибкость. Наиболее часто используемый пламенно-ионизационный детектор (ПИД) недостаточно чувствителен к соединениям с низким содержанием углерода и гетероатомами. В этом случае более предпочтительно использовать детектор электронного захвата (ДЭЗ), а для определения наличия азот- и фосфорсодержащих препаратов — NP-детектор.


Парофазный анализ обеспечивает определение высоколетучих и плохо растворяющихся в воде веществ. При этом анализе аликвотную порцию газовой фазы из закрытого сосуда с пробой вводят непосредственно в газовый хроматограф. Сравнение ее с реальной концентрацией веществ в пробе дает необходимую точность при анализе.


Жидкостная хроматография применяется для определения наличия низколетучих веществ при комнатной температуре, что обеспечивает сохранность веществ и соединений от разложения при высоких температурах. Как и в случае газовой хроматографии здесь применяются несколько высокочувствительных детекторов (УФ-, флуориметрический и электрохимический детекторы).


Для достижения максимальной чувствительности при использовании флуориметрических детекторов регистрацию сигналов различных веществ проводят при оптимальных длинах волн возбуждения и испускания. Поэтому соответствующие спектры возбуждения и флуоресценции регистрируют в статических условиях, а рабочие длины волн детектора по ходу анализа переключают при помощи временной программы. Электрохимический детектор особенно удобен при определении фенолов и аминов в водах.


Масс-спектрометрия в сочетании с газовой хроматографией является эффективным методом идентификации и структурного анализа присутствующих в ОС органических веществ неизвестного состава. Наиболее часто используется ионизация (электрическая или химическая). При электрической ионизации по наблюдаемой картине фрагментации получают информацию о структуре определяемого вещества, а при химической — под действием газа-реагента (аммиак, метан, изобутан) образуются молекулярные ионы, что дает информацию о молекулярной массе компонентов пробы.


Метод потока частиц (сочетание жидкостной хроматографии и масс-спектрометрии) применим при решении разнообразных аналитических задач: поток частиц, выходящий из жидкостного хроматографа, диспергируется гелием, и струя подается в сопло. В двухступенчатом масс-спектрометре тяжелые молекулы определяемого вещества концентрируются вдоль оптической оси, а легкие — отсасываются вакуумом. Молекулярный пучок практически полностью испаряется в ионном источнике масс-спектрометра, где молекулы определяемого вещества (соединения) ионизируются.