Надзор и контроль за состоянием охраны труда.
Правовая инспекция труда
Правовая инспекция труда
Правовые
инспекции труда создаются в республиканских, краевых, областных,
Московском и Киевском городских советах профсоюзов и в центральных
комитетах профсоюзов для осуществления надзора и контроля за
соблюдением на предприятиях, в учреждениях и организациях
законодательства о труде и проводят работу под руководством президиумов
соответствующих советов и центральных комитетов профсоюзов. Правовая
инспекция труда действует на правах отдела. Возглавляет ее главный
правовой инспектор труда.
В работе правовая инспекция труда руководствуется законами, указами Президента, постановлениями и распоряжениями правительства и другими нормативными актами. В соответствии с возложенными на нее задачами, проверяет на предприятиях, в учреждениях и организациях соблюдение законодательства о труде по следующим основным вопросам: о трудовом договоре (прием на работу, перевод на другую работу, увольнение и другие вопросы, вытекающие из трудового договора) и ведении трудовых книжек; о режиме рабочего времени и времени отдыха (наряду с технической инспекцией труда); об оплате труда, гарантиях и компенсациях; о трудовой дисциплине и материальной ответственности рабочих и служащих.
Правовая инспекция труда контролирует соблюдение администрацией предприятий, учреждений и организаций трудового законодательства также и по другим вопросам и проверяет соответствие нормативных условий коллективного договора действующему законодательству; обобщает опыт работы профсоюзных комитетов по контролю за соблюдением законодательства о труде и по разрешению трудовых споров, вносит в соответствующие профсоюзные органы предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства о труде. Свою деятельность эта инспекция осуществляет в тесном контакте с технической инспекцией труда, общественными и государственными органами. К работе по надзору и контролю за соблюдением' трудового законодательства правовая инспекция труда широко привлекает профсоюзный актив.
Правовым (главным правовым) инспектором труда может быть лицо с высшим юридическим образованием, имеющее, как правило, стаж работы по специальности не менее трех лет. Он утверждается в должности и освобождается от должности постановлением президиума соответствующего совета профсоюзов пли Центрального комитета профсоюза. Правовой (главный правовой) инспектор труда обязан: проводить проверки соблюдения трудового законодательства на предприятиях, в учреждениях и организациях, информировать об их результатах администрацию и профсоюзный комитет, требовать устранения обнаруженных нарушений, а в необходимых случаях сообщать о них органам прокуратуры;
вносить на рассмотрение советов и комитетов профсоюзов предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства;
оказывать помощь профсоюзным органам, комиссиям по трудовым спорам и товарищеским судам в решении вопросов, связанных с применением трудового законодательства;
вести пропаганду законодательства о труде.
Правовой (главный правовой) инспектор труда имеет право:
- беспрепятственно проходить в любое время (по предъявлению Удостоверения правового инспектора труда) на предприятия, в учреждения, организации с целью контроля за соблюдением законодательства о труде;
- получать от администрации и профсоюзных комитетов приказы, распоряжения, протоколы и другие необходимые документы и объяснения по вопросам соблюдения трудового законодательства;
- давать администрации предприятий, учреждений, организаций обязательные предписания об устранении нарушений трудового законодательства и контролировать их своевременное выполнение;
ставить перед руководителями предприятий, учреждений, организаций или вышестоящих хозяйственных органов вопрос о наказании должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде;
- налагать в установленном законом порядке штрафы на должностных лиц, виновных в нарушениях законодательства о труде;
- вносить в соответствующий профсоюзный. орган предложения о расторжении трудового договора с руководящим работником или о смещении его с занимаемой должности в случае, если он нарушает законодательство о труде («Основы законодательства о труде» и Кодекса законов о труде).
Жалобы на действия правового (главного правового) инспектора труда рассматриваются президиумом соответствующего совета профсоюзов или Центрального комитета профсоюза, постановление которого является окончательным. По предложению вышестоящего профсоюзного органа президиум совета (центрального комитета) профсоюзов может пересмотреть свое постановление.
Постановление правового (главного правового) инспектора труда о наложении штрафа в административном порядке за нарушение законодательства о труде может быть обжаловано в районный (городской) народный суд в 10-дневный срок со дня вручения постановления.
Внештатная правовая инспекция труда создается в центральных, республиканских, краевых, областных, районных, городских и иных приравненных к ним комитетах профсоюзов и в республиканских, краевых, областных, городских советах профсоюзов.
Задача ее — содействие профсоюзным органам в осуществлении контроля за соблюдением администрацией предприятий, учреждений и организаций трудового законодательства, оказание помощи комиссиям по трудовым спорам, товарищеским судам, профсоюзным комитетам производственных объединений (комбинатов), научно-производственных объединений, профсоюзным комитетам предприятий и организаций в решении вопросов, связанных с применением трудового законодательства, участие в пропаганде трудового законодательства.
Состав внештатной правовой инспекции труда утверждается президиумом (секретариатом) соответствующего комитета или совета профсоюзов. Внештатными правовыми инспекторами труда могут быть лица, имеющие опыт правовой работы, способные по своим деловым качествам выполнять работу по контролю за применением законодательства о труде.
Внештатные правовые инспекторы труда работают под руководством соответствующего комитета или совета профсоюзов. Правовые инспекции труда центральных комитетов и советов профсоюзов осуществляют методическое руководство работой внештатных правовых инспекторов труда.
В работе внештатный правовой инспектор труда руководствуется законами , Указами Президента, постановлениями и распоряжениями правительства и другими нормативными актами.
Внештатный правовой инспектор труда проверяет на предприятиях, в учреждениях и организациях соблюдение законодательства о труде по следующим вопросам: увольнения с работы и перевода на другую работу; о ведении трудовых книжек; о режиме рабочего времени и времени отдыха; об оплате труда; об ограничении удержаний из заработной платы; о трудовой дисциплине и наложении дисциплинарных взысканий; о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением; по другим вопросам применения законодательства о труде. Проверка соблюдения законодательства о труде проводится внештатной правовой инспекцией труда по плану работы, согласованному с соответствующим комитетом или советом профсоюзов.
Внештатный правовой инспектор труда имеет право:
- получать от администрации, профсоюзных комитетов приказы, распоряжения, протоколы и другие необходимые документы и объяснения по вопросам соблюдения трудового законодательства;
- предлагать администрации предприятий, учреждений, организаций устранять обнаруженные нарушения трудового законодательства. В случае отказа администрации выполнить предложение внештатного правового инспектора труда, он сообщает об этом профсоюзному органу или правовой инспекции труда для принятия необходимых мер;
- вносить на рассмотрение соответствующих комитетов и советов профсоюзов предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства.
Внештатным правовым инспекторам труда комитеты и советы профсоюзов выдают удостоверения по образцу, установленному для работников профсоюзных органов, с указанием «Внештатный правовой инспектор труда». За активную работу по контролю за соблюдением законодательства о труде внештатные правовые инспекторы труда могут поощряться комитетом или советом профсоюзов.
Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, могут быть подвергнуты в административном порядке штрафу. Правом наложения в административном порядке штрафов за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда пользуются правовые (главные правовые) и технические (главные технические) инспекторы труда без обращения в административные комиссии.
Полезная информация:
В работе правовая инспекция труда руководствуется законами, указами Президента, постановлениями и распоряжениями правительства и другими нормативными актами. В соответствии с возложенными на нее задачами, проверяет на предприятиях, в учреждениях и организациях соблюдение законодательства о труде по следующим основным вопросам: о трудовом договоре (прием на работу, перевод на другую работу, увольнение и другие вопросы, вытекающие из трудового договора) и ведении трудовых книжек; о режиме рабочего времени и времени отдыха (наряду с технической инспекцией труда); об оплате труда, гарантиях и компенсациях; о трудовой дисциплине и материальной ответственности рабочих и служащих.
Правовая инспекция труда контролирует соблюдение администрацией предприятий, учреждений и организаций трудового законодательства также и по другим вопросам и проверяет соответствие нормативных условий коллективного договора действующему законодательству; обобщает опыт работы профсоюзных комитетов по контролю за соблюдением законодательства о труде и по разрешению трудовых споров, вносит в соответствующие профсоюзные органы предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства о труде. Свою деятельность эта инспекция осуществляет в тесном контакте с технической инспекцией труда, общественными и государственными органами. К работе по надзору и контролю за соблюдением' трудового законодательства правовая инспекция труда широко привлекает профсоюзный актив.
Правовым (главным правовым) инспектором труда может быть лицо с высшим юридическим образованием, имеющее, как правило, стаж работы по специальности не менее трех лет. Он утверждается в должности и освобождается от должности постановлением президиума соответствующего совета профсоюзов пли Центрального комитета профсоюза. Правовой (главный правовой) инспектор труда обязан: проводить проверки соблюдения трудового законодательства на предприятиях, в учреждениях и организациях, информировать об их результатах администрацию и профсоюзный комитет, требовать устранения обнаруженных нарушений, а в необходимых случаях сообщать о них органам прокуратуры;
вносить на рассмотрение советов и комитетов профсоюзов предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства;
оказывать помощь профсоюзным органам, комиссиям по трудовым спорам и товарищеским судам в решении вопросов, связанных с применением трудового законодательства;
вести пропаганду законодательства о труде.
Правовой (главный правовой) инспектор труда имеет право:
- беспрепятственно проходить в любое время (по предъявлению Удостоверения правового инспектора труда) на предприятия, в учреждения, организации с целью контроля за соблюдением законодательства о труде;
- получать от администрации и профсоюзных комитетов приказы, распоряжения, протоколы и другие необходимые документы и объяснения по вопросам соблюдения трудового законодательства;
- давать администрации предприятий, учреждений, организаций обязательные предписания об устранении нарушений трудового законодательства и контролировать их своевременное выполнение;
ставить перед руководителями предприятий, учреждений, организаций или вышестоящих хозяйственных органов вопрос о наказании должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде;
- налагать в установленном законом порядке штрафы на должностных лиц, виновных в нарушениях законодательства о труде;
- вносить в соответствующий профсоюзный. орган предложения о расторжении трудового договора с руководящим работником или о смещении его с занимаемой должности в случае, если он нарушает законодательство о труде («Основы законодательства о труде» и Кодекса законов о труде).
Жалобы на действия правового (главного правового) инспектора труда рассматриваются президиумом соответствующего совета профсоюзов или Центрального комитета профсоюза, постановление которого является окончательным. По предложению вышестоящего профсоюзного органа президиум совета (центрального комитета) профсоюзов может пересмотреть свое постановление.
Постановление правового (главного правового) инспектора труда о наложении штрафа в административном порядке за нарушение законодательства о труде может быть обжаловано в районный (городской) народный суд в 10-дневный срок со дня вручения постановления.
Внештатная правовая инспекция труда создается в центральных, республиканских, краевых, областных, районных, городских и иных приравненных к ним комитетах профсоюзов и в республиканских, краевых, областных, городских советах профсоюзов.
Задача ее — содействие профсоюзным органам в осуществлении контроля за соблюдением администрацией предприятий, учреждений и организаций трудового законодательства, оказание помощи комиссиям по трудовым спорам, товарищеским судам, профсоюзным комитетам производственных объединений (комбинатов), научно-производственных объединений, профсоюзным комитетам предприятий и организаций в решении вопросов, связанных с применением трудового законодательства, участие в пропаганде трудового законодательства.
Состав внештатной правовой инспекции труда утверждается президиумом (секретариатом) соответствующего комитета или совета профсоюзов. Внештатными правовыми инспекторами труда могут быть лица, имеющие опыт правовой работы, способные по своим деловым качествам выполнять работу по контролю за применением законодательства о труде.
Внештатные правовые инспекторы труда работают под руководством соответствующего комитета или совета профсоюзов. Правовые инспекции труда центральных комитетов и советов профсоюзов осуществляют методическое руководство работой внештатных правовых инспекторов труда.
В работе внештатный правовой инспектор труда руководствуется законами , Указами Президента, постановлениями и распоряжениями правительства и другими нормативными актами.
Внештатный правовой инспектор труда проверяет на предприятиях, в учреждениях и организациях соблюдение законодательства о труде по следующим вопросам: увольнения с работы и перевода на другую работу; о ведении трудовых книжек; о режиме рабочего времени и времени отдыха; об оплате труда; об ограничении удержаний из заработной платы; о трудовой дисциплине и наложении дисциплинарных взысканий; о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением; по другим вопросам применения законодательства о труде. Проверка соблюдения законодательства о труде проводится внештатной правовой инспекцией труда по плану работы, согласованному с соответствующим комитетом или советом профсоюзов.
Внештатный правовой инспектор труда имеет право:
- получать от администрации, профсоюзных комитетов приказы, распоряжения, протоколы и другие необходимые документы и объяснения по вопросам соблюдения трудового законодательства;
- предлагать администрации предприятий, учреждений, организаций устранять обнаруженные нарушения трудового законодательства. В случае отказа администрации выполнить предложение внештатного правового инспектора труда, он сообщает об этом профсоюзному органу или правовой инспекции труда для принятия необходимых мер;
- вносить на рассмотрение соответствующих комитетов и советов профсоюзов предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства.
Внештатным правовым инспекторам труда комитеты и советы профсоюзов выдают удостоверения по образцу, установленному для работников профсоюзных органов, с указанием «Внештатный правовой инспектор труда». За активную работу по контролю за соблюдением законодательства о труде внештатные правовые инспекторы труда могут поощряться комитетом или советом профсоюзов.
Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, могут быть подвергнуты в административном порядке штрафу. Правом наложения в административном порядке штрафов за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда пользуются правовые (главные правовые) и технические (главные технические) инспекторы труда без обращения в административные комиссии.
Полезная информация: