Охрана труда в условиях повышенной опасности
Погрузочно-разгрузочные работы. Безрельсовый транспорт

Погрузочно-разгрузочные работы

Безопасная организация и производство погрузочно-разгрузочных работ должны оставаться в центре внимания руководителей заводского транспорта и предприятия и вестись в соответствии с ГОСТ 12.3.009 — 76

К выполнению погрузочно-разгрузочных работ на заводском транспорте допускаются лица; достигшие 18-летнего возраста, отвечающие назначению физическим состоянием, обученные работе с механизмами и правилами безопасной работы на высоте, а также прошедшие инструктаж в установленном порядке.

Каждый руководитель, ответственный за погрузку и разгрузку грузов, должен хорошо знать и строго выполнять все требования правил безопасности и местных инструкций, а руководители участка, цеха обязаны создать нормальные условия для работы и обеспечить рабочие места грузчиков всеми необходимыми средствами для безопасного выполнения работ.

Выполнение работ по погрузке, разгрузке и перемещению различных грузов вручную и при помощи грузоподъемных средств происходит в различных производственных условиях. Неправильные приемы выполнения погрузочно-разгрузочных работ, нарушения при укладке, штабелировке и креплении различных материалов, небрежное обращение с легковоспламеняющимися и ядовитыми веществами (кислотами, этилированным бензином и др.), неправильное применение и использование грузоподъемных устройств и транспортных средств могут привести к несчастным случаям с тяжелыми послед- ствиями.

Важнейшее условие высокопроизводительной и безопасной погрузки и разгрузки грузов — механизация работ, не только облегчающая труд и повышающая его производительность, но и в большинстве своем исключающая пребывание людей в опасной зоне. Выбор средств механизации определяется профилем производства, характером перерабатываемых грузов, многими другими местными условиями и основными требованиями, в том числе:

  1. Механизмы и устройства должны отвечать характеру выполняемых работ, целенаправленно и высокопроизводительно использоваться, быть надежными и безопасными в эксплуатации и при уходе за ними.
  2. При обслуживании погрузочно-разгрузочных работ на предприятиях, выпускающих однотипную продукцию, целесообразно подбирать меньшее число типов наиболее производительных и безопасных средств механизации.
  3. В условиях производства с большой номенклатурой продукции, определяющей многочисленный перечень исходных, вспомогательных, комплектующих и других материалов, механизмы, устройства разгрузки и погрузки грузов должны быть самоходными, мобильными, безопасными в обслуживании.
  4. Погрузочно-разгрузочные механизмы должны отвечать главным требованиям техники безопасности: высокая эффективность, простота и безопасность обслуживания, максимальное сокращение количества людей, участвующих в тяжелых ручных работах и исключение их пребывания в опасной зоне и вредной среде.

После окончания работы рабочие с участием руководителя должны привести в порядок рабочее место, освободить проходы, соблюдая установленные габариты, подобрать вокруг штабелей и уложенных материалов их остатки, а погрузочно-разгрузочные инструменты и приспособления сдать по месту хранения.

Безрельсовый транспорт

В условиях современного промышленного предприятия важную роль играет безрельсовый транспорт, обладающий значительной маневренностью и оперативностью при перемещении грузов по наиболее коротким путям. Организация и эксплуатация безрельсового транспорта акономичйее других видов. Вместе с тем нормальная, надежная и безопасная работа этого вида транспорта требует хороших покрытий дорог и их правильной планировки.

На промышленных предприятиях для внутризаводских перевозок широко используются автомобили и тракторы различных типов, грузоподъемности и назначения, прицепы к ним, электрокары, автокары, автопогрузчики и другой транспорт.

Главное условие безопасной работы безрельсового транспорта в условиях предприятия — его централизованное содержание, ремонт и эксплуатация, единое руководство его работой и ответственность.

Практика некоторых промышленных предприятий более чем убедительно подтвердила целесообразность такого принципа и наоборот, показала полную несостоятельность другого решения — закрепления транспорта за отдельными цехами, отделами или службами. В этих случаях к управлению транспортными средствами часто допускаются случайные лица, отсутствуют условия, средства для ремонта и профилактики, необходимые для этой цели специалисты и, наконец, квалифицированный надзор за технической исправностью и безопасной эксплуатацией транспорта. Все это снижает уровень эффективности его работы, ведет к серьезным авариям и несчастным случаям. Как правило, - безрельсовый транспорт, принадлежащий предприятию, сосредоточен в транспортных цехах на специальной площадке с крытой и утепленной стоянкой. Созданы все условия для ремонта, профилактики, а также имеется квалифицированный эксплуатационный, ремонтный персонал и опытные руководители. При этом решающую роль играет уровень дисциплины и ответственности. На предприятии должен быть установлен и соблюдаться порядок, в соответствии с которым водитель, пассажир, пешеход или другое лицо, нарушившее требования Правил и заводских инструкций, полностью отвечает за последствия своего поступка в соответствии с существующим законодательством.

Одним из основополагающих документов, регламентирующим меры безопасной эксплуатации безрельсового транспорта, являются «Правила дорожного движения». На предприятиях, в организациях, эксплуатирующих безрельсовый транспорт, на основе Правил издаются инструкции, в которых остаются неизмененными их требования, и, кроме того, учитываются особенности местных условий, определяются общие и специальные меры безопасности для каждого вида транспорта.

В указанных инструкциях и на практике следует, руководствуясь Правилами, передовым опытом и местными условиями, учитывать одновременную интенсивную работу на предприятии большого числа различных видов безрельсового, и рельсового транспорта. Отступление от этого важнейшего условия, тем более при отсутствии высокой дисциплины и бдительности, обычно ведет к авариям и несчастным, случаям.

На территории предприятия, согласно инструкции, должны быть установлены соответствующие знаки, которые конкретно указывают разрешенные и запрещенные направления и скорости движения на различных участках, повороты, разъезды, места обгонов, остановок, выездов и въездов и другие требования к транспорту, движению, погрузке, перевозке и разгрузке грузов, связанные с безопасностью работы.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: