Охрана труда в условиях повышенной опасности
Промышленный транспорт. Сигналы при движении поездов и маневровой работе

Сигналы при движении поездов и маневровой работе

Специальной инструкцией, утвержденной Министерством путей сообщения СССР, установлена система видимых и звуковых сигналов для передачи приказов и указаний, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы передаются. Руководители промышленного транспорта обязаны на основе указанной инструкции разработать местную инструкцию по сигнализации, обязательную для беспрекословного выполнения на предприятии.

Видимые сигналы. Выражаются цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний. Для подачи видимых сигналов служат сигнальные приборы: светофоры, семафоры, диски, щиты, фонари, флаги, сигнальные указатели и сигнальные знаки.

Видимые сигналы в зависимости от времени их применения бывают:
а) дневные, подаваемые в светлое время суток. Для подачи таких сигналов служат крылья семафоров, диски, щиты, флаги и сигнальные указатели (стрелочные, путевого заграждения и гидравлических колонок);
б) ночные, подаваемые в темное время суток. Такими сигналами служат огни установленных цветов в сигнальных фонарях на семафорах и дисках в ручных и поездных фонарях, а также на шестах и сигнальных указателях. Ночные сигналы должны применяться в дневное время при тумане, метели и других неблагоприятных погодных условиях, когда видимость дневных сигналов остановки менее 1000 м, сигналов уменьшения скорости — менее 400 м, маневровых — менее 200 м;
в) круглосуточные, подаваемые одинаково в светлое и темное время суток. Такими сигналами служат огни светофоров установленных цветов, маршрутные и другие световые указатели и сигнальные знаки.

Звуковые сигналы. Передаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности, подаваемых свистками локомотивов, автодрезин, ручными свистками, духовыми рожками, сиренами, гудками силовых установок и петардами. Взрыв петарды означает команду о немедленной остановке.

Основные сигнальные цвета:
зеленый — разрешается движение с установленной скоростью;
желтый — разрешается движение с готовностью остановиться;
красный — стой! Запрещается проезжать сигнал.

Кроме приведенных основных цветов, на транспорте применяются дополнительные цветовые сигналы: лунно-белый, дающий право самостоятельно и в сочетании с красным сигналом на движение с ограниченной скоростью и производство маневров на станциях;
молочно-белый, применяемый на стрелочных указателях и указателях путевых заграждении;
прозрачно-белый, применяемый в поездных и ручных фонарях.
синий в сочетании с красным, разрешающий движение с ограниченной скоростью на затяжных подъемах и запрещающий производство маневров на станциях.

Кроме сигналов на транспорте, применяются сигнальные указатели и знаки, к которым относятся:
а) стрелочные указатели, показывающие движущемуся локомотиву положение стрелок на расстоянии. Стрелочные указатели бывают освещаемые и неосвещаемые;
б) указатели путевого заграждения, устанавливаемые на упорах тупиков, на участках, где установлены приборы путевого заграждения (сбрасывающие башмаки, стрелки);
в) к сигнальным знакам относятся предельные столбики. Они устанавливаются посредине междупутья в том месте, где расстояние между осями сходящихся путей составляет 4100 мм. На перегрузочных путях со суженным междупутьем предельные столбики устанавливаются в том месте, где ширина междупутья достигает 3600 мм.

В местах, где сходятся пути, подвижной состав разрешается ставить только за установленными предельными столбиками. Они указывают место, ближе которого останавливать подвижной состав в направлении от стрелки запрещается. Нарушение этого требования или отсутствие предельных столбиков может привести к тому, что подвижной состав закроет проезд на смежном пути и может произойти авария или несчастный случай.

На одном из предприятий при маневрах с железнодорожным стреловым краном, связанным с погрузкой вагона МПС, пострадал стропальщик. Основная причина несчастного случая — установка вагона дальше того места, где должен быть размещен предельный столбик, которого вообще не оказалось. Стропальщик, спускавшийся с вагона после отцепки погруженной детали, был прижат к вагону двигавшимся краном.

При маневрах подаются ручные и звуковые* сигналы:
а) «Двинуться локомотиву управлением вперед» — движениями над головой развернутого желтого флага — днем, ручного фонаря с желтым или прозрачно-белым огнем или одним длинным звуком — ночью;
б) «Двинуться локомотиву управлением назад» - движениями у ног развернутого желтого флага — днем, ручного фонаря с желтым или прозрачно-белым огнем или двумя длинными звуками — ночью;
в) «Тише» — медленным движением вверх и вниз развернутого желтого флага днем, ручного фонаря с желтым или прозрачно-белым огнем или двумя короткими звуками — ночью;
г) «Стой» — движением по кругу развернутого красного или желтого флага — днем, ручного фонаря с любым огнем или тремя короткими звуками — ночью.

Если погасли огни в светофорах (кроме предупредительных на участках, не оборудованных автоматической блокировкой, заградительных) и семафорах, если неправильно или непонятно их показание, а также неправильно или непонятно подаются сигналы, другими сигнальными приборами, машинист обязан остановиться.

Сигналы при маневрах должны повторяться свистками локомотива, подтверждающими, что сигналы поняты и приняты к исполнению. Задание сигналисту или стрелочнику установить стрелку на тот или иной путь можно подавать звуками различной продолжительности (свистками локомотивов и свистками руководителей маневров) или другими средствами в зависимости от технического оснащения станции и в порядке, указанном в техническо-распорядительном акте станции.

Локомотив при маневровых передвижениях, в том числе при следовании к составу и от состава поезда ночью, должен иметь по одному прозрачно-белому огню впереди и сзади на буферных брусьях со стороны машиниста.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: