Правовые основы системы управления безопасностью труда
Классификация нормативной документации по охране труда

        Нормы и правила, регламентирующие деятельность администрации в области охраны труда, делятся на шесть групп.
К первой группе относятся Государственные стандарты, разрабатываемые в соответствии с постановлением правительства и входящие в единую Государственную систему стандартизация.
        Основополагающим документом в этой системе является ГОСТ 1.0—68 «Государственная система стандартизации. Основные положения». В нем указывается, что основной целью стандартизации наравне с ускорением технического прогресса и повышением эффективности производства является обеспечение безопасности работающих. Основной целью создания ССБТ является упорядочение нормативно-технической документации в области безопасности труда. Эта система представляет собой комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, и распространяется на производственное оборудование, производственные процессы и средства защиты работающих во всех отраслях народного хозяйства. Задачей ССБТ является установление общих требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, общих требований безопасности к производственному оборудованию   и   производственным   процессам, требований к средствам защиты работающих, методов оценки безопасности труда.
        Стандарты ССБТ подразделяются на Государственные стандарты, республиканские, отраслевые и стандарты предприятий.
Все стандарты безопасности труда разделены на 10 группировок: 0—9.
        Стандарты классификационной группировки 0 являются основополагающими и устанавливают: структуру и особенности согласования стандартов ССБТ; терминологию в области безопасности труда; классификацию опасных и вредных производственных факторов; порядок информационного обеспечения ССБТ; методы оценки безопасности труда.
        Стандарты классификационной группировки 1 являются Государственными стандартами общих требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов и устанавливают предельно допустимые значения нормируемых параметров; требования к методам их измерения; требования безопасности при работе с веществами с опасными и вредными свойствами.
        К классификационным группировкам 2 и 3 относятся стандарты, содержащие требования безопасности к производственному оборудованию и производственным процессам. Стандарты этих группировок регламентируют общие требования безопасности ко всем группам производственного оборудования и производственных процессов; порядок разработки стандартов этих классификационных группировок; общие требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования и производственных процессов.
        Стандарты группировки 2 устанавливают требования безопасности к конструкции оборудования в целом и к его отдельным элементам (рабочим органам, органам управления, средствам контроля, сигнализации, защитным устройствам и т. д.), а также методы контроля выполнения требований безопасности.
        Стандарты классификационной группировки 3 устанавливают требования безопасности к размещению элементов технологических систем, к режимам работы производственного оборудования, к рабочим местам и режимам труда персонала, к системам управления; требования к применению средств защиты работающих и методы контроля выполнения требований безопасности.
        В классификационную группировку 4 входят стандарты, которые содержат требования к конструктивным, эксплуатационным, защитным и гигиеническим свойствам средств защиты, а также методы их испытания и оценки.
        Требования безопасности регламентируются и другими стандартами. Во все вновь разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на объекты, содержащие опасные и вредные производственные факторы, должен включаться раздел «Требования безопасности».
Ко второй группе нормативной документации по охране труда относятся санитарные и строительные нормы и правила, содержащие требования к санитарно-гигиеническим условиям труда, технологическим процессам, содержанию и устройству промышленных предприятий.
Санитарные нормы являются тем документом, выполнение требований которого обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека в процессе труда. Основными нормативными документами по производственной санитарии в промышленности являются «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий» (СН 245—71); «Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий. Нормы проектирования» (СНиП 11-92—78), санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к производственному содержанию промышленных предприятий и др.
        К третьей группе относятся правила по технике безопасности и производственной санитарии. В них содержатся требования к зданиям, сооружениям, машинам, механизмам, станкам, территории, рабочим местам, обязанности руководителей и их права по соблюдению этих норм, конкретные требования к освещенности, воздушной среде и другие санитарно-гигиенические требования к тому производству, отрасли, на которые эти правила распространяются.
        Правила по технике безопасности и нормы производственной санитарии разделяются на отраслевые и межотраслевые (сквозные).
Отраслевые правила касаются видов производств и работ, свойственных определенной отрасли промышленности и распространяются только на предприятия этой отрасли.
        К межотраслевым (сквозным) относятся правила, регламентирующие обеспечение безопасности и санитарно-гигиенических условий какого-то вида работ, производства, которые могут встречаться и в других отраслях народного хозяйства либо действительных для всех отраслей народного хозяйства. Такими правилами являются, например, «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и правила безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», «Правила безопасности в газовом хозяйстве», «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов». Эти правила утверждаются Государственной инспекцией по энергетическому надзору (госэнергонадзор), Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (госгортехнадзор) и другими государственными органами. Отраслевые правила утверждаются Центральными комитетами профсоюза тех отраслей, где эти работы являются преобладающими.
        К четвертой группе относятся требования безопасности к конструкциям машин, станков, приборов, приспособлений, например, «Единые требования безопасности к конструкциям литейных машин и автоматических линий».
        К пятой группе относятся всевозможные положения, регламентирующие права и обязанности администрации предприятий, организаций, учреждений по обеспечению безопасности производства, а также ответственность администрации и отдельных должностных лиц за нарушение действующего законодательства по охране труда, правил по технике безопасности, должностных инструкций, предписаний контролирующих органов государственного надзора. Эти вопросы изложены в статьях 153—163, 265 КЗоТ , «Типовых правилах внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений», в Типовых положениях об организации работы по технике безопасности и производственной санитарии на предприятиях и в организациях, разрабатываемых и утверждаемых министерствами и ведомствами и др. В эту же группу входят нормы, определяющие распорядительно-административную деятельность различных органов и конкретизирующие требования к руководителям различных рангов с целью реализации требований, изложенных в нормах первых пяти групп. Это положения о работе по охране труда, инструкции по технике безопасности, должностные инструкции и другие документы, разрабатываемые предприятиями.
        К шестой группе относятся положения, регламентирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда. В эту группу входят, например «Положение о технической инспекции труда», «Положение об общественном инспекторе по охране труда», «Положение о Государственном комитете по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору» и др.
        Управленческая деятельность требует понимания при роды правовых норм, знания структуры, уяснения смысла и содержания норм. Особенно важно знать, кому и какое поведение или действие предписывается этими нормами, как влияет выполнение нормы на возникновение несчастного случая и профессионального заболевания. Каждая норма имеет свою отличную от другой ценность. Эта ценность выражается в последствиях, к.которым может привести невыполнение этой нормы. Невыполнение одних норм прямо и непосредственно ведет к неблагоприятным последствиям, несоблюдение других сказывается не сразу и не непосредственно, а косвенно через определенный промежуток времени. Поэтому диапазон «жесткости» требований очень широк: от общих требований соблюдать правила до детальных предписаний.
        Все нормы можно разделить на технико-юридические и социально-правовые. Невыполнение первых, учитывающих физические законы природы и относящихся к материальным (не социальным) объектам производства (машинам, приспособлениям, инструменту, материалам, энергии), или неизбежно приводит к тяжелым последствиям (например, выпуск расплавленного металла или шлака в емкость, содержащую хотя бы небольшое количество воды или влажный мусор, контакт с открытыми токоведущими частями и др.), пли создает непосредственную угрозу жизни и здоровью человека (например, неприменение средств индивидуальной защиты, работа неисправным инструментом и т. д.). Технические нормы регулируют отношение людей к природе, определяют требования к орудиям и средствам производства и порядок обращения с ними.
        Социальные нормы регулируют общественные отношения. В зависимости от формы выражения правил поведения они классифицируются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы. Первые устанавливают права тех лиц, на которых эти нормы распространяются, указывают на действия, которые они вправе совершить. В обязывающих нормах содержатся указания об обязанностях. Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий.
        Правильное применение той или иной нормы предусматривает необходимость понимания структуры правовых норм.
        Во многих случаях нормативные акты, регулирующие деятельность администрации в области охраны труда, не указывают способов реализации содержащихся в них норм деятельности по осуществлению принятых решений, а в некоторых случаях, особенно в технических нормах, определяют только границы деятельности.
        Поэтому возникает необходимость установления правовых норм в процессе самой исполнительно-распорядительной деятельности, принятия индивидуальных актов, являющихся актами применения норм права к конкретным фактам, событиям, случаям, средством реализации нормативных актов. Руководители предприятий издают такие правовые акты в форме приказов, распоряжений, инструкций.
Инструкции по технике безопасности разрабатываются и вводятся в действие администрацией предприятий и организаций в тех случаях, когда порядок безопасного проведения работ не определен вышестоящей организацией, нормами или правилами.
        Инструкции по технике безопасности для каждой профессии подписываются руководителями подразделений и службы охраны труда, согласовываются в установленном порядке с представителями органов надзора и утверждаются руководителем "или главным инженером предприятия и комитетом профсоюза.
        Инструкции по технике безопасности должны пересматриваться и переутверждаться не реже одного раза в пять лет, а во взрывоопасных производствах — не реже одного раза в три года и уточняются при изменении порядка ведения работ, использования нового оборудования и инструмента, наличия несчастного случая, связанного с недостатками инструкции.
        Перечень инструкций по технике безопасности утверждается руководителем или главным инженером предприятия. Инструкции по технике безопасности размножаются и выдаются всем рабочим и служащим в соответствии с их профессией или выполняемой работой, а также вывешиваются на рабочем месте.
        На предприятиях черной металлургии, например, введена единая по отрасли индексация инструкций по технике безопасности. Индекс инструкции включает буквенное обозначение документа, номер (шифр) цеха, регистрационный номер инструкции и год ее утверждения или пересмотра. Условные цифровые обозначения (шифры) цехов разрабатываются и устанавливаются руководством предприятия. В индекс инструкций, содержащих требования безопасности для всех работающих на предприятии и инструкций для сквозных профессий, вместо индекса цеха вводится нуль.
        Регистрационный номер инструкции присваивается в цехе. Нумерация инструкций — сквозная, начинается с единицы (001). Общезаводским инструкциям регистрационный номер присваивается службой охраны труда предприятия.
        Каждая инструкция заносится в карточку (журнал) учета, указывается ее индекс, название и дата утверждения.
Контрольные экземпляры инструкций и карточки их учета хранятся в цехах и отделе (службе) техники безопасности предприятия.

Предыдущая Вперед





Полезная информация: